Эффективность функционирования банковской системы и сохранение финансовой устойчивости зависят от развития конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке в целом, повышения качества надзора, предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций.
В настоящее время задачи предупреждения банкротства и финансового оздоровления кредитных организаций реализуются Банком России совместно с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на основании Федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года».
Указанный федеральный закон был принят в условиях финансового кризиса и носил чрезвычайный, а потому временный характер, несмотря на то, что его действие в 2011 году было продлено до конца 2014 года.
Процедуры, предусмотренные указанным федеральным законом, соответствуют подходам «Группы 20» (G20) и разработанным на их основе Советом по финансовой стабильности рекомендациям. В соответствии с ними каждая страна, относящаяся к юрисдикции данного Совета, должна иметь на постоянной основе эффективный режим урегулирования несостоятельности финансовых институтов, функционирующий в координации с применяемыми системами и механизмами защиты вкладчиков.
Вместе с тем существует необходимость объединить и упорядочить механизмы финансового оздоровления кредитных организаций и предупреждения их банкротства, а также внести некоторые изменения, продиктованные практикой правоприменения соответствующих норм.
Консолидация норм законодательства Российской Федерации о банкротстве и финансовом оздоровлении кредитных организаций осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках подготовки соответствующего проекта федерального закона.
В настоящее время в России действует единая ставка страховых взносов в Фонд обязательного страхования вкладов для всех банков – участников системы страхования вкладов. В целях развития системы страхования вкладов предусматривается переход к системе дифференцированных по степени риска взносов банков в Фонд обязательного страхования вкладов, что позволит стимулировать банки к снижению рисков и обеспечит распределение между банками нагрузки по финансированию системы страхования депозитов.
Соответствующий проект федерального закона №298254-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и принят 17 сентября 2013 года в первом чтении.