Добыча углеводородного сырья в последние годы достигла значительных объёмов и в 2012 году составила 518 млн т нефти и 655 млрд кубометров природного газа.
Вместе с тем в ряде традиционных нефтедобывающих регионов наблюдается истощение активных запасов нефти. В перспективе основной прирост добычи нефти будет обеспечиваться за счёт новых нефтедобывающих провинций (Восточная Сибирь, Дальний Восток, континентальный шельф и дно Каспийского моря).
При этом увеличение добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе ведёт к увеличению рисков аварий на объектах добычи и транспортировки нефти и, как следствие, к аварийным разливам нефти. В связи с этим создание морских производственных объектов и интенсивное развитие танкерного и трубопроводного транспорта углеводородов требует особого внимания к обеспечению промышленной и экологической безопасности.
Правительством ведётся работа по совершенствованию нормативной базы в сфере охраны окружающей среды.
В 2011 году принято два федеральных закона о повышении эффективности государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга – от 18 июля 2011 года №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 21 ноября 2011 года №331-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время дорабатывается законопроект о регулировании процедуры ликвидации экологического ущерба, предусматривающий, в частности, создание ликвидационного фонда и учитывающий международный опыт в области восстановления нарушенных в ходе промышленного освоения земель.
В июле 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” и Федеральный закон “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”».
Данным актом законодательно закреплены обязанности эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность на континентальном шельфе, по проведению мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, обязательным условием работ эксплуатирующих организаций на континентальном шельфе при освоении месторождений углеводородного сырья является наличие:
системы наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления своей деятельности (в том числе системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов), системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов;
финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объёме вреда, причинённого окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов.
В целях реализации положений Федерального закона №287-ФЗ подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предлагается утвердить Правила планирования и осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и их ликвидации на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Каспийское море является уникальным внутриконтинентальным водоёмом, нуждающимся в особом правовом статусе. Дно Каспийского моря не является в настоящее время ни территорией Российской Федерации, ни континентальным шельфом, ни исключительной экономической зоной Российской Федерации. Таким образом, законодательство Российской Федерации (кроме ратифицированных соглашений с Казахстаном и Азербайджаном) формально никаким образом не регулирует отношения недропользования на участках дна Каспийского моря.
В результате поисковых и разведочных работ открыты 7 месторождений нефти и газа в Каспийском море: им. Ю.Корчагина, им. В.Филановского, Хвалынское, Сарматское, Широтное, Ракушечное и 170-й км. Всего запасы открытых месторождений по категориям «доказанные», «вероятные» и «возможные» оцениваются в 1 млрд т условного топлива.
Бурение, добыча и подготовка нефти на месторождении им. Ю.Корчагина с 2009 года ведутся со стационарной платформы (ЛСП-1). В ходе проведения буровых работ в Каспийском море применяется технология «нулевого сброса»: отходы, образующиеся в результате производственной деятельности, не сбрасываются в море, а собираются в закрытые контейнеры и вывозятся на берег для обезвреживания и утилизации.
Особое внимание уделяется защищённости объектов нефтегазового комплекса от противоправных действий.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 14 февраля 2012 года №Пр-352 и от 9 августа 2012 года №Пр-2101 Правительством Российской Федерации ведётся работа по формированию необходимой нормативной правовой базы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в связи с принятием Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Для реализации положений данного закона принято четыре постановления Правительства Российской Федерации, подготовлено к подписанию постановление Правительства «Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса».
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2013 года №1673-р в Государственную Думу внесён проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона “О полиции”», предусматривающий возложение на полицию обязанностей по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года №364-р в Государственную Думу внесён проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу создания ведомственной охраны для обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», которым предусматривается предоставление ОАО «Газпром» и ОАО «АК “Транснефть”» права создания собственной ведомственной охраны и наделения работников подразделений охраны дополнительными функциями и правами (законопроект принят Государственной Думой в первом чтении).
МВД России совместно с ОАО «АК “Транснефть”» и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлён комплекс организационных и практических мероприятий, направленных на усиление работы по предотвращению несанкционированных врезок в магистральные и межпромысловые нефтепроводы, нефтепродуктопроводы.