Уважаемый господин Председатель, уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы собрались, чтобы комплексно оценить статус реализации Повестки-2030 с момента последнего Саммита ЦУР в 2019 году. Не менее важно обменяться конкретными результатами достижения целей на национальном уровне.
Последние оценки Секретариата ООН неутешительны. Эксперты констатируют общее замедление прогресса и даже откат назад по большинству целей по сравнению с допандемийным периодом. На фоне роста внешнего долга и стоимости его обслуживания в развивающихся странах, а также сокращения объёмов помощи развитию со стороны традиционных доноров глобальный дефицит финансирования ЦУР достиг рекордной отметки 4,2 трлн долларов США.
Среди причин сложившейся ситуации мы видим допущенные США и Евросоюзом просчёты в макроэкономической политике в период пандемии, которые привели к росту инфляции; несбалансированную энергоклиматическую политику, предполагающую форсированное «озеленение» экономики без учёта социальных эффектов мер по декарбонизации и их экономической эффективности; нежелание крупнейших доноров выполнять взятые на себя обязательства перед развивающимися странами.
Негативный эффект для мировой экономики от перечисленных факторов усилила политика незаконных односторонних санкций в отношении России, которая в прошлом году приняла беспрецедентные масштабы.
Таким образом, развивающиеся, особенно наименее развитые, страны стали настоящими заложниками ситуации.
Несмотря на рост нестабильности, важно не отказываться от приверженности Повестке-2030 и продолжить работу на всех уровнях. Как в плане непосредственного достижения ЦУР, так и в плане устранения структурных дисбалансов в мировой экономике, которые привели нас к текущему состоянию.
Россия, вопреки политическому и экономическому давлению, продолжает оставаться ответственным международным поставщиком продовольствия, удобрений и энергоресурсов. Мы понимаем важность поставок этих критически важных товаров для развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока в контексте обеспечения их стабильного социально-экономического развития и улучшения соответствующих показателей ЦУР.
Убеждены, что дальнейший прогресс в деле обеспечения продовольственной и энергетической безопасности будет во многом зависеть от расширения и укрепления международных партнёрств, демонополизации рынков сопутствующих услуг (логистических, финансовых, страховых) и создания альтернативных систем проведения платежей, страхования, транспорта и логистики.
Мы также активно поддерживаем мировые усилия по борьбе с изменением климата и выступаем полноценной участницей международного климатического диалога. В частности, являемся стороной РКИК ООН, Киотского протокола и Парижского соглашения и привержены их целям и задачам. Вместе с тем мы выступаем за последовательный справедливый энергопереход с учётом национальных особенностей стран и социально-экономических последствий применения климатических мер.
Этого баланса сможем достичь только за счёт скоординированных на международном уровне действий, учитывающих принцип сбалансированности экономического, социального и экологического аспектов устойчивого развития.
Продолжаем работу по реализации Повестки-2030 на национальном уровне.
Принятые за последние годы документы национального планирования отражают вектор в сторону достижения ЦУР, при этом учитывают наши национальные особенности.
Постоянно совершенствуются инструменты статистического мониторинга достижения целей. На данный момент мы можем считать достигнутыми более половины (116 из 231) глобальных показателей ЦУР и продолжаем планомерно наращивать свой потенциал.
Формируется национальная архитектура устойчивого финансирования, которая уже позволила нам нарастить объёмы частных инвестиций в проекты устойчивого развития на территории страны. По итогам 2022 года в секторе устойчивого развития Мосбиржи обращаются облигации на сумму 298 млрд рублей (свыше 3 млрд долларов США).
Значительно продвинулись по климатической ЦУР 13. Принята Стратегия низкоуглеродного развития, предполагающая выход на углеродную нейтральность к 2060 году; сформирована нормативная база национального климатического регулирования; запущен региональный эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов, формируется национальная система мониторинга климатически активных веществ.
Убеждены, что для выхода на позитивную глобальную динамику по ЦУР в оставшееся до 2030 года время необходимо вернуться к уважительному диалогу между государствами, базирующемуся на суверенном равенстве всех членов международного сообщества.
Открыты к взаимодействию со всеми государствами, которые стремятся к построению справедливой глобальной системы, основанной на принципах, заложенных в Уставе ООН.
В заключение хотели бы высказать обеспокоенность вокруг ситуации с АЭС «Фукусима-1». Рассчитываем, что Япония проявит максимальную транспарентность при сбросе в Тихий океан воды с аварийной АЭС и предоставит государствам-соседям полный доступ ко всей интересующей их информации, включая возможность отбора проб в месте сброса.
Благодарю за внимание.