Т.Голикова: Документ был разработан в Минздраве России и доработан в Аппарате Правительства в соответствии с поручением Президента по итогам заседания президиума Государственного совета 26 августа 2016 года.
Подписанная Стратегия определяет направления решения накопившихся проблем санаторно-курортного комплекса, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии многих территорий России.
Приведу некоторые цифры. Согласно государственному реестру курортного фонда, 44% санаторно-курортных организаций относятся к государственной форме собственности, 3% – к муниципальной, 53% – к частной. Из 495 государственных санаторно-курортных организаций к федеральным относятся 140 организаций, региональным – 355 организаций. Наибольшее количество государственных санаторно-курортных организаций сосредоточено в Республике Крым, Краснодарском крае и Ставропольском крае.
Национальный санаторно-курортный комплекс имеет существенный потенциал для развития. Только в 2015–2017 годах в санаторно-курортных организациях получили лечение и отдохнули свыше 20 миллионов человек. Думаю, можно рассчитывать на то, что реализация Стратегии приумножит число граждан, которые предпочтут отдых внутри страны загранице.
На настоящий момент развитие санаторно-курортного комплекса сдерживает наличие ряда проблем, одна из основных – неутешительное состояние его материально-технической базы. В 123 государственных санаторно-курортных организациях, из которых 27 относятся к федеральному уровню, износ зданий составляет более 80%. В 166 санаторно-курортных организациях износ медицинского оборудования также превышает 80%, по федеральным организациям мы фиксируем износ на уровне 90,2%.
Цель подписанной Стратегии заключается в повышении доступности санаторно-курортного лечения для граждан за счёт создания современного санаторно-курортного комплекса, который обеспечивал бы развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, материально-технической базы санаторно-курортных организаций, а также оздоровительного туризма.
Мы ожидаем, что реализация Стратегии позволит:
- увеличить число граждан, получивших санаторно-курортное лечение;
- повысить инвестиционную привлекательность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, создать условия для привлечения частных инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса;
- обеспечить дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса, в том числе увеличить количество санаторно-курортных организаций и мест в них, отвечающих установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям;
- повысить профессиональный уровень специалистов санаторно-курортной отрасли, а также уровень информированности медицинских работников и населения о возможностях санаторно-курортного комплекса.
Мы планируем, что финансирование реализации подписанной Стратегии будет осуществляться за счёт средств федерального бюджета и региональных бюджетов, а также за счёт внебюджетных источников.
Наш следующий шаг в этой работе – разработка плана конкретных мероприятий в идеологии подписанной Стратегии. Проект плана будет прорабатываться Минздравом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Аппарат Правительства со своей стороны будет оказывать коллегам в министерствах всю необходимую организационную и экспертную поддержку. Рассчитываем, что проект плана мероприятий будет внесён в Правительство в шестимесячный срок.