В последние годы активизировалась деятельность России в Арктике.
Принят закон о государственном регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути. Создано 4 арктических базовых пункта в портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения.
С 2013 года создана и приступила к работе Администрация Северного морского пути.
В 2015 году Правительством утверждён Комплексный проект развития Северного морского пути (№3529п-П9), который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому, аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, строительство новых ледоколов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники.
В 2016 году объём перевозок грузов по Северному морскому пути составил 7,5 млн т (в 2015 году – 5,4 млн т), в том числе транзитных грузов – 214,5 тыс. т (в 2015 году – 39,6 тыс. т).
В 2017 году объём перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути составил 9,9 млн т (+32,8% к уровню 2016 года), в том числе транзитных – 194,3 тыс. т.
В акватории Северного морского пути действуют 8 линейных ледоколов, 4 из которых – атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и 4 – дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»). При этом транзитные рейсы в основном обеспечиваются атомными ледоколами.
В 2015–2016 годах введены в эксплуатацию дизель-электрические ледоколы «Мурманск», «Владивосток», «Новороссийск» мощностью 16 МВт. В 2017 году спущен на воду самый современный неатомный ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.
Ведутся гидрографические исследования акватории Северного морского пути. Выполнено техническое оснащение 287 объектов средств навигационного оборудования, где установлены и действуют автономные источники питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов. Уровень технической оснащённости акватории Северного морского пути составляет сегодня около 40% и постоянно растёт.
В 2012–2016 годах работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводились на территории национального парка «Русская Арктика». В результате этих работ на шести пострадавших островах архипелага (о. Земля Александры, о. Греэм-Белл, о. Гукера, о. Гофмана, о. Рудольфа и о. Хейса и две точки на о. Северный архипелага Новая Земля) удалено более 40 тыс. т отходов, рекультивировано более 200 га земель.
В 2017 году в рамках приоритетного проекта «Чистая страна» проводились работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Собрано, вывезено и передано на утилизацию не менее 8 тыс. т отходов производства и потребления с загрязнённых участков архипелага. Проведено геоэкологическое обследование островов архипелага Земля Франца-Иосифа с целью дальнейшего формирования плана работ на следующие годы.
Всего в Арктической зоне Российской Федерации за 6 лет реализовано 24 проекта по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В настоящее время реализуется и планируется к реализации ещё 13 проектов.