За 6 лет индекс производства пищевых продуктов в России составил 107,7%. Усиление контроля за безопасностью и качеством отдельных видов пищевой продукции, в том числе мясной, молочной и рыбной, привело к снижению за 6 лет в России удельного веса пищевой продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей, в 7 раз (2012 год – 2,8%, 2017 год – 0,4%), по содержанию загрязнителей микробиологической природы – почти на 1% (2012 год – 4,9%, 2017 год – 4%).
За 6 лет индекс производства пищевых продуктов в России составил 107,7%.
Дополнительным фактором роста стало импортозамещение. После введения эмбарго на ввоз продовольствия из ряда стран рост отечественного сельхозпроизводства обусловил постепенное снижение зависимости внутреннего рынка России от импорта некоторых видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также поддержание стабильных объёмов экспортных поставок.
Объёмы импорта, «выпавшие» в результате введения Российской Федерацией во второй половине 2014 года ограничений, частично были компенсированы за счёт увеличения поставок из стран, не попавших под запрет.
В то же время главный акцент был сделан на развитии собственного производства, мобилизации внутренних продовольственных ресурсов, повышении товарности производимой сельскохозяйственной продукции.
Правительством утверждена Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, предусматривающая гарантию населению потребления высококачественных продуктов, обеспечивающих оптимальное питание, укрепление здоровья, увеличение продолжительности и качества жизни.
Сформированная сегодня в России вертикально интегрированная система надзора и лабораторного контроля, а также внедрение Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей позволяют обеспечить эффективный контроль за факторами внешней среды, оказывающими вредное воздействие на здоровье, в том числе за безопасностью и качеством пищевой продукции по всей цепочке от производства до потребителя, применять меры оперативного реагирования одновременно во всех субъектах Федерации, на территории которых выявлена или произведена такая продукция.
Принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 года №521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления ответственности за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов.
Принят Федеральный закон от 18 июля 2017 года №175-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Эффективное развитие нормативно-правовой базы позволяет потребителям всё активнее обращаться за защитой своих прав в суды общей юрисдикции. Результатом рассмотрения судами гражданских дел категории «защита прав потребителей» за 6 лет стало присуждение сумм в размере 139,4 млрд рублей по удовлетворённым искам, включая моральный вред.
Усиление контроля за безопасностью и качеством отдельных видов пищевой продукции, в том числе мясной, молочной и рыбной, привело к снижению за 6 лет в России удельного веса пищевой продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам по содержанию химических загрязнителей, в 7 раз (2012 год – 2,8%, 2017 год – 0,4%), по содержанию загрязнителей микробиологической природы – почти на 1% (2012 год – 4,9%, 2017 год – 4%).
Принятые по поручению Правительства постановления Главного государственного санитарного врача «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией» и проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по производству и обороту спиртосодержащей продукции, в том числе по соблюдению установленных ограничений, позволили снизить продажи нелегальных спиртосодержащих жидкостей. В декабре 2016 года запрещённая к реализации продукция выявлялась на каждом 4-м проверенном объекте, в феврале 2018 года – только на каждом 55-м объекте. За 6 лет количество отравлений от алкоголя снизилось на 12%, на 15% снизилось число летальных случаев от отравления алкоголем.