За 6 лет в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных закупок товаров, работ, услуг произошло существенное изменение законодательного регулирования. Создана единая система закупок – федеральная контрактная система.
За 6 лет в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных закупок товаров, работ, услуг произошло существенное изменение законодательного регулирования. Создана единая система закупок – федеральная контрактная система.
В 2013 году принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ). Закон №44-ФЗ, а также принятые подзаконные акты образуют в совокупности контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В части регламентации проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме Закон №44-ФЗ носит концептуальный характер и позволяет обеспечить открытость и прозрачность проведения конкурсов, снизить субъективизм на стадии присвоения баллов участникам закупки и коррупционные риски, позволяет увеличить количество участников закупки, что благоприятно сказывается на развитии конкуренции, позволяет эффективнее расходовать бюджетные средства.
В целях контроля за соблюдением требований Закона №44-ФЗ и Закона №223-ФЗ внесён блок изменений в КоАП в части установления административной ответственности.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена административная ответственность за нарушения субъектами контроля законодательства о контрактной системе.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года №122-ФЗ введена административная ответственность юридических и должностных лиц за нарушения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года №318-ФЗ введена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе при планировании закупок, несоблюдении требований о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, при осуществлении приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В числе наиболее значимых новаций в сфере государственных и муниципальных закупок – изменения в части совершенствования порядка отбора подрядчиков при осуществлении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года №471-р, постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года №1184 и №1185).
Принят Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».
В 2015 году запущена система «Независимый регистратор», которая позволяет бороться с электронным мошенничеством в сфере закупок товаров, работ и услуг, в том числе связанных с госзаказом, с госкомпаниями. На основе этой системы, которая независимым образом протоколирует то, что происходило на электронных площадках, появилась возможность проанализировать и отследить цепочку событий в случае возникновения споров. Таким образом, третья доверенная сторона может независимо контролировать происходящий процесс, в том числе в случае судебных разбирательств, предоставлять объективную информацию о том, что происходило между организатором аукциона (конкурса) и его участниками.