За 6 лет произошло качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов. Это способствует наполняемости бюджета, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия, ограничивающие рост производительности труда и сдерживающие процессы модернизации и внедрения инноваций. Действия по выводу экономики и отдельных отраслей/рынков из тени позволили избежать повышения уровня налоговой нагрузки в период подстройки бюджета к снижению рентных нефтегазовых доходов.
Меры налоговой политики в период 2012–2017 годов были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы с одновременным налоговым стимулированием структурных преобразований, проведением антикризисных налоговых мер, повышением эффективности системы налогового администрирования.
За 6 лет произошло качественное изменение администрирования доходных поступлений и повышение собираемости налогов. Это способствует наполняемости бюджета, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия, ограничивающие рост производительности труда и сдерживающие процессы модернизации и внедрения инноваций.
Обеспечение равных конкурентных условий для различных групп экономических агентов способствует повышению эффективности распределения ресурсов в экономике и расширению её потенциала. При этом соблюдается такой баланс между мерами административного (санкционного) и побудительного (стимулирующего) характера, при котором повышение нагрузки и рисков ведения серых практик происходит на фоне снижения издержек для легального бизнеса.
Применение новых информационных технологий в налоговом администрировании за последние годы наглядно демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходных поступлений без увеличения налогового бремени.
В налоговую практику внедрена система АСК-НДС (АСК-НДС-2), которая сопоставляет информацию из выставленных и полученных счетов-фактур. Несмотря на экономический спад, это позволило существенно (почти на 0,5 процентного пункта ВВП) повысить собираемость: поступления НДС увеличились с 5,4% от конечного внутреннего спроса (налогооблагаемая база НДС по экономике в целом) в 2014 году до 5,9% в 2016 году. За период с начала 2017 года поступления НДС также растут опережающими (+11,1% г./г. в I полугодии 2017 года) по сравнению с конечным внутренним спросом (+6,7% г./г. в I полугодии 2017 года) темпами.
Внедрена система прослеживаемости (контроля за производством и оборотом), что позволило существенно сократить долю теневого сектора на отдельных рынках.
Так, развёртывание ЕГАИС в 2016 году практически пресекло возможность реализации нелегально произведённого алкоголя в розничных магазинах. Как результат, на фоне стагнирующих объёмов потребления поступление в консолидированный бюджет акцизов по крепкому алкоголю выросло на 28% в 2016 году и более чем на 21% только в первой половине 2017 года. Этому, среди прочего, способствовало усиление контроля над незаконным оборотом алкоголя со стороны региональных властей, в том числе благодаря частичному переходу на распределение доходов от акцизов между регионами пропорционально объёмам продаж в ЕГАИС.
Внедрение системы маркировки товаров из меха в 2016 году привело к увеличению легального оборота этих изделий почти в шесть раз.
Первый этап интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговой и таможенной служб обеспечил мониторинг движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и позволил повысить собираемость налогов и таможенных платежей.
Создана (уточнена) нормативно-правовая база, необходимая для дальнейшего сокращения теневого сектора.
В целях получения информации обо всех розничных продажах в стране приняты законодательные нормы, предусматривающие полный охват розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера налоговой службы.
В целях вовлечения в официальную экономику граждан, осуществляющих деятельность в качестве репетиторов, сиделок, уборщиков жилых помещений и домработниц, эти категории самозанятых были освобождены от уплаты НДФЛ.
Проведённый анализ системы льгот и преференций по налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам является основой для дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации перечня предоставляемых льгот и освобождений.
Реализован комплекс мер по деофшоризации и возвращению собственности в правовое пространство России. В рамках усиления межгосударственного взаимодействия налоговых администраций подписано соглашение об автоматическом обмене страновыми отчётами и финансовой информацией по налоговым делам, который планируется начать с 2018 года.
В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды был введён институт контролируемых иностранных компаний.
Действия по выводу экономики и отдельных отраслей/рынков из тени позволили избежать повышения уровня налоговой нагрузки в период подстройки бюджета к снижению рентных нефтегазовых доходов.