За 6 лет предприятиями российской судостроительной промышленности построено 409 различных кораблей, судов и плавсредств водоизмещением 100 т и более. Изменение принципов распределения квот на вылов водных биоресурсов позволило сформировать беспрецедентный за последние 20 лет портфель заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях.
Изменение принципов распределения квот на вылов водных биоресурсов позволило сформировать беспрецедентный за последние 20 лет портфель заказов на строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях. Совокупный эффект от действия нормативных правовых актов сформирует необходимые предпосылки для обновления российского рыбопромыслового флота и развития сферы отечественного промыслового судостроения. Так, уже в 2016–2017 годах заключены контракты на строительство 50 рыбопромысловых судов общей стоимостью свыше 120 млрд рублей (траулеров, сейнеров, судов ярусного лова и судов для ловли краба) на ПАО «Выборгский ССЗ», АО «ПСЗ “Янтарь”», АО «Ленинградский ССЗ “Пелла”», ПАО «СЗ “Северная верфь”», АО «Адмиралтейские верфи» и АО «ССЗ “Вымпел”».
В области капитального строительства в интересах развития производственных мощностей российского судостроения главным проектом в период 2012–2017 годов является создание судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке. В августе 2017 года на верфи введён в эксплуатацию тяжёлый стапель, что позволило осуществить закладку первых четырёх заказов – судов снабжения. Всего производственная программа СК «Звезда» до 2035 года составляет более 150 судов и объектов морской техники, что обеспечивает безубыточную деятельность предприятия. Среди перспективных заказов – танкера типа «Афрамакс», суда обеспечения, газовозы, буровые платформы и другие. Производственные мощности, предусмотренные проектом, позволяют осуществлять строительство судов любых типов, классов и назначений. При этом основная специализация верфи – строительство крупнотоннажных судов и объектов морской техники для обеспечения шельфовых проектов.
Всего за 6 лет предприятиями российской судостроительной промышленности построено 409 различных кораблей, судов и плавсредств водоизмещением 100 т и более.
Среди наиболее значимых проектов:
В военном кораблестроении:
- головной РПКСН проекта 955 на АО «ПО “Севмаш”»;
- головной МАПЛ проекта 885 на АО «ПО “Севмаш”»;
- две серии из шести ДЭПЛ проекта 06363 на АО «Адмиралтейские верфи» для ВМФ России и на экспорт;
- головной корабль ПМО (базовый тральщик) проекта 12700 на АО «Средне-Невский ССЗ»;
- два (головной и первый серийный) СКР проекта 11356 на АО «Прибалтийский ССЗ “Янтарь”» для ВМФ России;
- головной корвет проекта 20380 на ПАО «Амурский ССЗ»;
- пять МРК проекта 21631 на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького»;
- головное спасательное океанское судно проекта 21300 на АО «Адмиралтейские верфи».
В гражданском судостроении:
- МЛСП проекта 20045 «Приразломная» на АО «ПО “Севмаш”»;
- СПБУ проекта 15402М «Арктическая» на АО «ЦС “Звёздочка”»;
- научно-экспедиционное судно проекта 22280 на АО «Адмиралтейские верфи»;
- аварийно-спасательное ледокольное судно проекта Р-70202 на АО «Прибалтийский ССЗ “Янтарь”»;
- серия из трёх ледоколов проекта 21900М на ПАО «Выборгский ССЗ»;
- первый пусковой комплекс ледостойкой стационарной платформы ЛСП-1 (для 1-й очереди месторождения им. В.Филановского) на АО «АСПО»;
- серия из трёх саморазгружающихся земснарядов проекта TSHD1000 на ПАО «Завод “Красное Сормово”».
В настоящее время госкорпорация «Росатом» по заключённым с ООО «Балтийский завод – Судостроение» контрактам осуществляет строительство трёх универсальных атомных ледоколов нового поколения.
Атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» спущены на воду, идёт их достройка на плаву. Формирование корпуса атомного ледокола «Урал» идёт на стапеле завода.
Исходя из перспектив дальнейшего развития Арктики,
разрабатывается проект крупнейшего российского ледокола, который будет
называться «Лидер». Он станет самым мощным – 110 МВт (мощность ледоколов той
серии, которая строится сейчас, – 60 МВт), а ширина составит 50 м, то есть на треть больше,
чем строящаяся «Арктика». Ледовые возможности «Лидера» позволят обеспечить
круглогодичную навигацию по Северному морскому пути в любой ледовой обстановке.