Период 2012–2017 годов был сложным для экономики России. Страна столкнулась с сильнейшим экономическим кризисом, сформированным падением цен на нефть и существенно усиленным внешними финансовыми санкциями. Задачей Правительства была максимально быстрая адаптация экономики с минимальными потерями: подстройка структуры цен, стабилизация инфляции, укрепление доверия к финансовой системе, смягчение адаптационного периода. Предпринятые действия позволили справиться с кризисом. В 2017 году российская экономика вернулась к росту после двухлетней рецессии. ВВП в 2017 году вырос на 1,5%.
Период 2012–2017 годов был сложным для экономики России. Страна столкнулась с сильнейшим экономическим кризисом, сформированным падением цен на нефть и существенно усиленным внешними финансовыми санкциями.
В 2015 году цена на нефть марки «Юралс» упала в 1,9 раза по сравнению со средним уровнем 2014 года (в 2014 году – 97,7 доллара за баррель, в 2015 году – 51,3 доллара за баррель), а в январе 2016 года она опускалась до 28,8 доллара за баррель. В этот же период против России были введены финансово-экономические санкции, ограничившие доступ российских компаний и банков к международным рынкам капитала и импорту новых технологий.
Было принято решение адаптировать экономику к изменившимся условиям с минимальными потерями: подстройка структуры цен, стабилизация инфляции, укрепление доверия к финансовой системе, смягчение адаптационного периода. Такая политика включала следующие ключевые составляющие:
1. Адресная антикризисная поддержка (в частности, докапитализация банковского сектора, позволившая сохранить стабильность банковской системы и сбережения граждан).
2. Плавающий валютный курс, что позволило реальному сектору получить конкурентные преимущества, дало толчок к импортозамещению и расширению ненефтегазового экспорта.
3. Режим инфляционного таргетирования, обеспечивший снижение инфляции и её последующую стабилизацию на самых низких за новейшую историю уровнях.
4. Контроль над дефицитом бюджета, недопущение раскручивания инфляционно-индексационной спирали и ориентация на сбалансированность при низких ценах на нефть, что обеспечило стабильность государственных финансов, макроэкономических и финансовых условий в целом, способствовало улучшению настроений бизнеса и повышению доверия к проводимой политике.
В результате совокупные потери ВВП за два «кризисных» года не превысили 3%.
Существенное падение ВВП в России произошло только в 2015 году, а уже в IV квартале 2016 года экономика вернулась к росту.
Предпринятые действия позволили справиться с кризисом. России удалось избежать ловушки инфляционно-индексационной спирали и её последствий для рынка труда. В 2017 году российская экономика вернулась к росту после двухлетней рецессии. ВВП в 2017 году вырос на 1,5%.
Инвестиции в 2017 году начали восстанавливаться после трёх лет падения. Прирост валовых накоплений основного капитала в 2017 году составил 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 4,4%.
Одним из главных макроэкономических событий 2017 года стало беспрецедентное по российским меркам замедление инфляции. С сентября темпы роста потребительских цен несколько раз обновляли исторические минимумы. А по итогам года инфляция составила 2,5% – более чем в два раза ниже, чем в 2016 году (5,4%).
В 2017 году также начал восстанавливаться и потребительский спрос. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление в целом за год выросли на 3,4%.
Из кризиса экономика выходит в более здоровом состоянии. Произошло существенное снижение долговой нагрузки нефинансового сектора и оздоровление структуры финансового сегмента. Это свидетельствует о том, что сейчас экономика в лучшей степени подготовлена к трансформации сбережений в эффективные инвестиции.
Качество макроэкономического регулирования в России, эффективная денежно-кредитная и бюджетная политика оцениваются рейтинговыми агентствами, международными финансовыми объединениями и самими инвесторами, которые охотно инвестируют в Россию, вкладываются в российские ценные бумаги, несмотря на крайне негативный внешний информационный фон.
Уверенность инвесторов подкрепляет и запущенный в прошлом году новый механизм бюджетных правил с сопряжёнными операциями на валютном рынке. Бюджетные правила уже дают ощутимые для экономики результаты:
существенное снижение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть,
снижение чувствительности динамики инфляции и процентных ставок к курсовым колебаниям,
сокращение требуемой компенсации за риск инвестирования в российские активы и последующий рост инвестиционной активности.
Летом 2017 года новые положения бюджетных правил были утверждены и в полном соответствии с ними подготовлен бюджет на 2018–2020 годы. К 2019 году при цене на нефть 40 долларов за баррель будет обеспечен баланс на первичном уровне: Россия станет одной из наиболее устойчивых к ситуации на сырьевых рынках стран среди крупнейших экспортёров сырья, сокращение структурного дефицита бюджета обеспечит минимальное влияние государственных заимствований на уровень стоимости заимствований для частного сектора и предоставит больше степеней свободы для Банка России в проведении денежно-кредитной политики.
С запуском бюджетных правил первый этап структурных преобразований – реформы в макроэкономической политике, направленные на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, – по большей части завершён, что позволяет рассчитывать на ускорение потенциала роста российской экономики, создаёт надёжную основу для перехода к следующему этапу её структурных преобразований.