За прошедшие 6 лет произошёл рост финансового обеспечения здравоохранения за счёт средств ОМС более чем в 1,7 раза (с 931,4 млрд рублей в 2012 году до 1654,3 млрд рублей в 2017 году), а суммарно за счёт всех источников финансирования – в 1,3 раза (с 2283,3 млрд рублей в 2012 году до 2957,9 млрд рублей в 2017 году). Стоимость программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (без учёта средств федерального бюджета) увеличилась с 1307 млрд рублей в 2012 году до 2141,4 млрд рублей в 2017 году. Подушевые нормативы из расчёта на одно застрахованное лицо в рамках программы государственных гарантий увеличились с 7633,4 рублей в 2012 году до 12 384,6 рублей в 2017 году. Реализация региональных кадровых программ позволила сократить дефицит врачей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Изменена организационно-финансовая модель оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП), позволившая обеспечить увеличение объёмов её оказания с 2012 года более чем в 2 раза – почти до 1 миллиона пациентов в 2017 году. При этом количество медицинских организаций, оказывающих ВМП в 2017 году, увеличилось с 342 до 1005.
Общий
показатель смертности с 2012 по 2017 год сократился на 6,8% и составил, по
предварительным данным, 12,4 случая на 1000 человек населения (2012 год –
13,3).
За 2012–2017 годы наблюдалось снижение смертности от большинства причин, в том числе:
- болезни системы кровообращения – на 20,7% (с 737,1 до 584,7 на 100 тысяч человек населения);
- туберкулёз – на 50,4% (с 12,5 до 6,2 на 100 тысяч человек населения);
- болезни органов дыхания – на 16,4% (с 49,4 до 41,3 на 100 тысяч человек населения);
- от новообразований – на 3,1% (с 203,1 до 196,9 на 100 тысяч человек населения).
- внешние причины – на 30,1% (с 135,3 до 94,6 на 100 тысяч человек населения), из них: ДТП – на 29,9% (c 14,4 до 10,1 на 100 тысяч человек населения).
Отмечалась положительная динамика следующих показателей:
- младенческая смертность – снижение на 34,9% (с 8,6 до, по предварительным данным, 5,6 на 1 тысячу родившихся живыми);
- материнская смертность – снижение на 36,5% (с 11,5 до, по предварительным данным, 7,3 на 100 тысяч родившихся живыми);
- смертность детей в возрасте 0–17 лет – снижение на 39,4% (с 98,7 до, по предварительным данным, 59,8 на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста);
- смертность населения трудоспособного возраста – снижение на 15,8% (с 575,7 до, по предварительным данным, 484,5 на 100 тысяч человек населения соответствующего возраста);
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении – рост для всего населения на 2,46 года (с 70,24 до 72,70 года); мужчины – на 2,95 года (с 64,56 до 67,51 года); женщины – на 1,78 года (с 75,86 до 77,64 года). Сократилась разница в ожидаемой продолжительности жизни у мужчин и женщин (с 11,30 до 10,13 года). В начале реализации демографической программы этот показатель составлял 68 лет. За 2007–2017 годы продолжительность жизни увеличилась на 5,09 года.
За 6 лет введено в эксплуатацию 136 новых и реконструированных крупных объектов здравоохранения.
В 2012 году функционировало 84 региональных сосудистых центра и 202 первичных сосудистых отделения. К 2016 году число сосудистых центров достигло 128 (рост на 52,4%), количество сосудистых отделений – 415 (рост в 2,1 раза).
Основным положительным результатом в оказании онкологической помощи населению является снижение показателя одногодичной летальности и рост показателя пятилетней выживаемости. Одногодичная летальность при онкологических заболеваниях в 2017 году по сравнению с 2012 годом снизилась с 26,1 до 22,1%. Пятилетняя выживаемость за период с 2012 по 2016 год выросла с 51,1 до 53,3%.
Создана и внедрена система оперативного мониторинга показателей смертности от основных причин в субъектах Федерации.
Приняты порядки оказания медицинской помощи по основным профилям.
Сформирована система контроля качества оказания медицинской помощи.
Сформирована база клинических рекомендаций.
Организована и реализуется система оказания медицинской помощи в рамках клинической апробации.
Выстроена система оказания медицинской помощи больным туберкулёзом, позволившая кардинально снизить заболеваемость и смертность от туберкулёза.
Внедрены регистры больных ВИЧ-инфекцией и больных туберкулёзом.
Создана и развивается система трансплантации органов и тканей.
Внедрена система диспансеризации и профилактических осмотров.
С 2013 года ежегодно проходят диспансеризацию более 20 миллионов человек.
Реализуется проект «Бережливая поликлиника».
Изменена организационно-финансовая модель оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), позволившая обеспечить увеличение объёмов её оказания с 2012 года более чем в 2 раза – почти до 1 миллиона пациентов в 2017 году. При этом количество медицинских организаций, оказывающих ВМП в 2017 году, увеличилось с 342 до 1005.
В 2016 году осуществлено обновление парка санитарного автотранспорта с высокой степенью износа. На 37% обновлён автопарк автомобилей скорой медицинской помощи класса В со сроком эксплуатации свыше пяти лет и на 19% – класса С. В 2017 году продолжено обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи, составившее 30% автомобилей скорой медицинской помощи класса В.
В 2012 году доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до пациента менее 20 минут составляла 81,1%, в 2013 году – 83%, в 2014 году – 85,5%, в 2015 году – 87%, в 2016 году – 88,3%, в 2017 году, по предварительным данным, – 89,3%. Достигнутые значения соответствуют значениям целевых показателей, установленных распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 года №2599-р.
За последние годы существенно выросло использование санитарной авиации. Для межрегиональных медицинских эвакуаций, а также медицинских эвакуаций в федеральные медицинские организации задействована авиация МЧС России (вертолёты, самолёты) и ФМБА России (самолёт с встроенным медицинским оборудованием). Медицинская эвакуация осуществляется различными типами воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства. В 70% случаев вылеты выполняются вертолётами.
Значение целевого показателя приоритетного проекта «доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток» составило 74,6%.
В 34 субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный, Уральский, Сибирский федеральные округа, построены или реконструированы 38 вертолётных площадок при медицинских организациях или в 15 минутах доезда на скорой.
В течение шести лет в системе здравоохранения создавалась единая государственная информационная система, в том числе телемедицинская система, система электронного документооборота и ведения медицинских карт пациентов в электронном виде, ведения различных регистров, предоставления услуг в электронном виде.
С 2015 по 2017 год количество медицинских организаций (структурных подразделений) субъектов Федерации, которые используют медицинские информационные системы при оказании медицинской помощи и ведут электронные медицинские карты, увеличилось с 2 тыс. до 11 тыс., а количество автоматизированных рабочих мест медицинских работников, подключённых к медицинским информационным системам, увеличилось с 300 тыс. до 500 тыс.
С 2016 года формируется вертикально интегрированная телемедицинская система, обеспечивающая взаимодействие национальных медицинских исследовательских центров с региональными медицинскими организациями в целях непрерывной методологической поддержки, проведения консилиумов по сложным случаям заболеваний, телемедицинских консультаций и образовательных сессий. Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 года №965н утверждён порядок оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий.
В целом сформирована нормативная правовая и методическая база реализации проектов государственно-частного партнёрства в здравоохранении. Приняты Федеральный закон от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) и Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №224-ФЗ), а также подзаконные правовые акты.
C 2015 года ежегодно проводится конкурс «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении», по итогам которого выявляются лучшие практики применения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения. Количество проектов, особенно концессий, в сфере здравоохранения неуклонно увеличивается. Здравоохранение является лидером в социальной сфере по количеству инициированных и реализуемых инвестиционных проектов на принципах ГЧП. На различных этапах реализации находится около 120 проектов (от стадии подготовки до стадии эксплуатации), в которых инвестор участвует не только в создании объекта, но и в его последующей эксплуатации. На различных этапах подготовки находится ещё 31 инвестиционный проект.
С 2013 года все субъекты Федерации реализуют кадровые программы, направленные на повышение квалификации медицинских работников, подготовку медицинских кадров по наиболее дефицитным специальностям, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, повышение престижа медицинской профессии, а также меры социальной поддержки.
Реализация региональных кадровых программ позволила сократить дефицит врачей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (за исключением шести субъектов Федерации), частично устранить кадровый дисбаланс в отрасли, создать условия для планомерного роста профессиональных знаний и умений медицинских работников.
В целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и укомплектованности медорганизаций в сельской местности в течение шести лет осуществлялись единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей медицинским работникам с высшим образованием и прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населённый пункт, либо рабочий посёлок, либо посёлок городского типа и заключившим трудовой договор сроком на пять лет. За 2012–2017 годы фактическая численность участников программы составила 28 968 человек. Наибольшее число участников программы за весь период реализации отмечается в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Башкортостан, Дагестан и Бурятия, Московской области, наименьшее – в Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Калининградской областях, Еврейской автономной области, Ненецком и Чукотском автономных округах.
В 2013 году начался пилотный проект по внедрению новых принципов непрерывного профессионального образования. Структурные преобразования системы дополнительного профессионального образования врачей и провизоров направлены на её адаптацию к увеличению на фармацевтическом рынке числа высокоэффективных лекарственных препаратов, появлению высокотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний, развитию информационно-коммуникационных технологий, внедрению клинических рекомендаций в практическую деятельность врачей.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2012–2017 годах осуществлялось поэтапное включение в систему ОМС видов медицинской помощи, ранее в неё не входивших. Например, в ОМС погружены скорая медицинская помощь, экстракорпоральное оплодотворение, высокотехнологичная медицинская помощь. Осуществлён переход на полный тариф оплаты медицинской помощи.
По данным Федерального казначейства, за прошедшие 6 лет произошёл рост финансового обеспечения здравоохранения суммарно за счёт всех источников финансирования – в 1,3 раза (с 2283,3 млрд рублей в 2012 году до 2957,9 млрд рублей в 2017 году), в том числе за счёт средств ОМС - более чем в 1,7 раза (с 931,4 млрд рублей в 2012 году до 1654,3 млрд рублей в 2017 году).
Стоимость программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (без учёта средств федерального бюджета) увеличилась с 1307 млрд рублей в 2012 году до 2141,4 млрд рублей в 2017 году.
Подушевые нормативы из расчёта на одно застрахованное лицо в рамках программы государственных гарантий увеличились с 7633,4 рубля в 2012 году до 12 384,6 рубля в 2017 году.
По
информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования, доля
частных медицинских компаний, оказывающих услуги по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), за 6 лет выросла
более чем в 2,5 раза – с 1029 частных медицинских компаний (12,7% от общего
числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС) в 2012
году до 2746 (29,97%) в 2017 году.