По итогам 2017 года малых и средних компаний в России стало больше на 2,7%. С 2017 года запущена программа льготного кредитования субъектов МСП. Снижена административная нагрузка на малые и средние предприятия за счёт внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. С 1 января 2017 года увеличены пороговый размер дохода (до 150 млн рублей) и предельный размер стоимости основных средств (также до 150 млн рублей) для применения упрощённой системы налогообложения.
По итогам 2017 года, по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, малых и средних компаний в России стало больше на 2,7% (включая индивидуальных предпринимателей).
С 2017 года запущена программа льготного кредитования – на основе субсидирования банкам недополученных ими доходов при выдаче субъектам МСП кредитов по льготным ставкам. Уполномоченными банками на 1 января 2018 года был заключён 571 кредитный договор (соглашение) с субъектами МСП по льготной ставке на общую сумму 41,2 млрд рублей.
Программы льготного кредитования МСП наряду со снижением ключевой ставки Банком России существенно влияют на условия кредитования в целом. В секторе МСП происходит поступательное восстановление объёмов кредитования. В период с 1 января 2016 года по 1 ноября 2017 года наблюдается снижение средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП в рублях (по кредитам до 1 года на 1 января 2016 года – 16,44%, на 1 ноября 2017 года – 13,06%, по кредитам свыше 1 года на 1 января 2016 года – 15,05%, на 1 ноября 2017 года – 11,47%).
Снижена административная нагрузка на малые и средние предприятия за счёт внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, введения надзорных каникул, замены административного штрафа на предупреждение за впервые совершённое административное правонарушение, что позволило снизить общее количество проверок бизнеса.
С 1 января 2017 года увеличены пороговый размер дохода (до 150 млн рублей) и предельный размер стоимости основных средств (также до 150 млн рублей) для применения упрощённой системы налогообложения.
Проводится планомерная работа по внедрению сервисного подхода к организации взаимодействия бизнеса с государством. В части обеспечения равного доступа МСП к мерам поддержки в каждом регионе формируется базовая инфраструктура поддержки, включающая: центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, микрофинансовую организацию, инфраструктуру имущественной поддержки начинающих и действующих предпринимателей, центры компетенций в инновационно-производственной сфере. В настоящее время создано 700 объектов инфраструктуры, базовый набор услуг для предпринимателей имеет 31 субъект Федерации. В 2018 году базовый перечень услуг будут иметь порядка 45 субъектов Федерации.
Для структурирования этой работы в деятельность регионов по развитию малого и среднего предпринимательства внедряется проектный подход. В 2017 году комплексные проекты по поддержке МСП утверждены в 85 субъектах Федерации.
Одно из ключевых направлений работы по внедрению сервисной модели поддержки малых и средних предприятий – это организация центров оказания услуг «Мой бизнес». Цель – создать механизм, обеспечивающий территориальную доступность мер поддержки для любого предпринимателя. Основным преимуществом таких центров перед другими формами предоставления услуг предпринимателям по принципу «одного окна» является возможность объединения на одной площадке государственных услуг и услуг коммерческих организаций, необходимых предпринимателю для начала и успешного ведения бизнеса. По состоянию на 31 января 2018 года в 42 субъектах Федерации создано 115 центров оказания услуг для бизнеса, при этом в 37 регионах 82 центра созданы на базе финансово-кредитных организаций.