Российский металлургический рынок развивается в общемировой системе хозяйственных связей и в значительной степени зависит от тенденций развития мировой металлургии в целом. Россия занимает пятое место в мире по производству стали (уступая Китаю, Японии, США и Индии), третье место в мире по производству стальных труб (уступая Китаю и Японии), третье место в мире по экспорту металлопродукции (уступая Китаю и Японии), пятое место в мире по производству товарной железной руды (после Бразилии, Китая, Австралии и Индии).
В настоящее время в отечественной чёрной металлургии сформировалось 10 крупных холдингов, объединяющих предприятия всей технологической цепочки производства (металлургические компании ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «Северсталь», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ООО «УК “Магнитогорский металлургический комбинат”», ООО «УК “Металлоинвест”», ООО «УК “Мечел”», ООО «Промышленный металлургический холдинг»; трубные компании ОАО «Трубная металлургическая компания», ЗАО «Объединённая металлургическая компания», ОАО «ЧТПЗ»), что позволяет им нивелировать риски как на внутреннем, так и на внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность. Также холдинги активно развивали собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой металлопродукцией в различных регионах страны и мира.
Экспорт продукции чёрной металлургии в стоимостном выражении в 2012 году составил 28,7 млрд долларов США (уменьшился по сравнению с 2011 годом на 2,2 млрд долларов США), импорт в 2012 году составил 14,5 млрд долларов США (уменьшился по сравнению с уровнем 2011 года на 2 млрд долларов США).
Внутреннее потребление готового проката чёрных металлов в 2012 году составило 39,4 млн т, или 100,2% к 2011 году. Внутреннее потребление стальных труб в 2012 году уменьшилось по сравнению с 2011 годом на 13,9% и составило 8,9 млн т.
По прогнозной оценке, в 2013 году объёмы производства снизятся по сравнению с уровнем 2012 года на 1–3% в связи с низким спросом внутреннего и внешнего рынков сбыта.
Объём инвестиций предприятий чёрной металлургии в 2012 году снизился по сравнению с уровнем 2011 года на 6,4% (188 млрд рублей) и составил 176 млрд рублей. В то же время вложения прошлых лет позволили достичь уровня показателей износа основных фондов, не превышающего 40%.
Реализация масштабных инвестиционных проектов и мероприятий по повышению эффективности производства позволила отрасли выйти на новый качественный уровень: внедрены новые технологии, закрыты неэффективные мощности, увеличена доля добавленной стоимости в продукции. Все реализованные и реализуемые в настоящее время в соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года инвестиционные проекты направлены в первую очередь на обеспечение спроса отечественных потребителей – ТЭК, судостроения, авиации, ОПК, транспортного машиностроения, энергетики, железнодорожного транспорта, строительства и другое.
На протяжении 2011–2012 годов и первых пяти месяцев 2013 года наблюдаются тенденция снижения спроса на металлопродукцию на мировом и внутреннем рынках и, соответственно, снижение цен. Сегодня металлургические компании работают с минимально необходимым уровнем рентабельности, позволяющим не наращивать объёмы кредиторской задолженности и своевременно обслуживать банковские кредиты, в том числе взятые с использованием механизма предоставления государственных гарантий.
По прогнозной оценке, на период до 2015 года существенного роста объёмов производства металлопродукции не ожидается. Ежегодный среднегодовой прирост не превысит 1–1,5%. Исключение составят рельсы, что связано с одновременным запуском в 2013 году двух рельсобалочных станов. Умеренный прогноз основывается на низком спросе внутреннего рынка и ожиданиях дальнейшего падения спроса на мировом рынке металлопродукции.
Основными проблемами, препятствующими дальнейшему развитию чёрной металлургии, являются:
· низкий спрос внутреннего рынка на металлопродукцию, в том числе повышенной технологической готовности;
· рост тарифов на энергоресурсы и железнодорожные перевозки;
· недостаточно высокий уровень защиты внутреннего рынка, который будет снижаться в соответствии с условиями присоединения России к ВТО, существующие сложности при проведении антидемпинговых и специальных защитных расследований в рамках Таможенного союза и отсутствие возможности их ретроактивного применения;
· значительная дополнительная финансовая нагрузка на предприятия в связи с установленными чрезмерными нормативами выплат за причинение вреда окружающей среде и обязательные страховые взносы, препятствующие реализации компаниями инвестиционных проектов в сфере экологии и энергосбережения;
· отсутствие стимулирования реализации инвестиционных проектов в малоосвоенных и труднодоступных регионах, что делает их реализацию экономически неэффективной.
С целью решения существующих проблем реализуется комплекс мер государственной поддержки, направленных на:
· стимулирование развития отечественного машиностроения в целях увеличения внутреннего металлопотребления;
· обеспечение прозрачности закупок субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием;
· недопущение повторного применения в строительстве металлопродукции, в частности стальных труб, бывших в употреблении;
· ограничение роста цен на электрическую энергию и природный газ для промышленных потребителей;
· снижение уровня тарифов страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте до экономически оправданного уровня;
· корректировку методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, определения факта причинения вреда водному объекту, установления критериев загрязнения водного объекта;
· исключение дублирования взимания платы за негативное воздействие и возмещение вреда, разработку механизма целевого расходования взысканной суммы на восстановление нарушенных свойств конкретного водного объекта;
· повышение эффективности механизмов торговой защиты предприятий реального сектора в условиях открытой экономики;
· установление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при разработке твёрдых полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Забайкалья.