Работа Правительства: факты и цифры.
Доступная среда
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственных учреждениях Минкультуры России
С 1 января 2016 года вступил в силу принятый в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Законом создана нормативно-правовая основа обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам во всех сферах жизнедеятельности. В целях его реализации внесены изменения в 715 региональных законодательных актов. Созданы условия для развития в России антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. С 1 июля 2016 года законодательно запрещена приёмка вновь возведённых или прошедших капитальный ремонт (реконструкцию) зданий, а также закупка новых транспортных средств, не приспособленных с учётом их доступности для инвалидов.
Во всех отраслях и регионах приняты и реализуются нормативно установленные порядки и регламенты обеспечения доступности услуг для инвалидов.
Для обеспечения планомерного повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг федеральными министерствами, региональными правительствами, органами местного самоуправления начиная с 2016 года реализуются 26 федеральных, 85 региональных и более 2 тыс. муниципальных «дорожных карт» поэтапного создания безбарьерной среды.
В 2016 году была продолжена реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года №1297.
При государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов в субъектах Федерации обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование).
По итогам 2016 года дооборудовано почти 18 тыс. приоритетных объектов, что составляет 53,5% приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, от общего их количества (в соответствии с данными отчётов субъектов Федерации).
Также в 2016 году проведены репрезентативные социологические исследования, которые позволили определить, насколько сами инвалиды отмечают изменения в отношении граждан к их проблемам и готовность помочь, а также происходящие изменения в формировании доступной среды. Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов составила 50,8% (в 2015 году – 49,6%), а доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в 2016 году составила 42% (в 2015 году – 38,7%).
Одним из основных направлений улучшения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.
В рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов».
В течение 2016 года осуществлялась разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Разработаны проекты стандартов по основным направлениям социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.
В целях уменьшения рисков при внедрении данных документов в практическую деятельность регионов в период 2017–2018 годов организована их апробация в двух пилотных регионах – Свердловской области и Пермском крае.
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также план по её реализации.
Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты).
Реализация Концепции будет осуществляться в три этапа.
В течение первого этапа, который начался в 2016 году, планируется разработать нормативные документы, необходимые для реализации концепции и с целью отработки единых подходов к организации ранней помощи в 2017 году начать их апробацию в двух пилотных регионах (Свердловская область, Пермский край).
На втором этапе, в 2018 году, пилотный проект будет продолжен, обобщены его результаты и предложена единая методология работы для всех регионов.
На третьем этапе, с 2019 года, планируется осуществить поддержку всех регионов, организующих раннюю помощь.
В результате реализации концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьёзными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным.
Поддержка семьи и нормализация жизни, понимание реального жизненного маршрута ребёнка приведёт к уменьшению числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях совершенствования планирования средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) внесены изменения в Методику распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №1137, в части использования при расчётах средневзвешенных цен изделий конкретного субъекта Федерации. Данная мера позволяет более полно учитывать специфику каждого региона.
Внесены изменения в Правила обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года №708, в части обеспечения инвалидам возможности получения компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников вне зависимости от того, какая организация предоставила собаку-проводника, в том числе в случае получения собаки-проводника через благотворительные организации (при условии наличия рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида по обеспечению собакой-проводником, а также документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника).
В целях повышения доступности услуги по обеспечению инвалидов ТСР постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №1510 внесены изменения в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу одного окна в многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. Указанные изменения предполагают обязательность предоставления МФЦ по принципу одного окна услуг по приёму от граждан заявлений в целях получения государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР как в субъектах Федерации, осуществляющих переданные государственные полномочия по обеспечению инвалидов ТСР, так и в регионах, в которых данные государственные функции осуществляются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В развитие норм Конвенции ООН о правах инвалидов в Российской Федерации определена необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов, оператором которого определён Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях обеспечения функционирования реестра в 2016 году Правительством Российской Федерации утверждены: Концепция создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» и Порядок формирования и ведения реестра.
Реестр введён в эксплуатацию с 1 января 2017 года.
Для каждого инвалида предоставлен доступ к личному кабинету, в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через личный кабинет можно получить государственную услугу в электронной форме и оставить отзыв о её качестве. Кроме того, разрабатывается информационный сервис персонифицированного информирования инвалидов о специальных категориях вакансий, реестр будет интегрирован с общероссийской базой вакансий «Работа в России».
Реестр позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечит создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.
Полученные данные будут использованы для выработки государственной
политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического
планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и
муниципальных образований.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
К началу 2016/2017 учебного года условия для инклюзивного образования созданы в более чем 9,3 тыс. школ (21,5% от общего количества, что на 1,5% больше, чем годом ранее). В 2015/2016 учебном году обучалось 249 тыс. детей-инвалидов. Из них: в специальных (коррекционных) школах – 86,3 тыс., с использованием дистанционных технологий – 17,5 тыс., инклюзивно – 145,2 тыс.
С 1 сентября 2016 года во всех первых классах общеобразовательных организаций введены ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Подготовлены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для отдельных категорий обучающихся, рабочие программы по всем учебным предметам и коррекционным курсам первых классов по 9 нозологическим группам. Разработаны и включены в федеральный перечень учебников 10 учебников для обучающихся с ОВЗ.
Развитие инклюзивного образования идёт в соответствии с показателями, предусмотренными государственной программой «Доступная среда». Доля детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, в 2016 году составила 80%, детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, – 96%, детей-инвалидов, получающих дополнительное образование, – 31% (плановый уровень – 30%).
В 2016 году в ходе реализации государственной программы «Доступная среда» базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов, созданы в 49 субъектах Федерации. Программными мероприятиями предусмотрено оснащение образовательных организаций специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов. Объём субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на указанные цели в 2016 году составил 306 млн рублей.
С целью повышения доступности высшего образования для
инвалидов и лиц с ОВЗ созданы три ресурсных учебно-методических центра по
обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на базе Московского государственного
психолого-педагогического университета, Российского государственного
социального университета, Московского государственного технического
университета имени Н.Э.Баумана. Объём финансирования из федерального бюджета на
указанные цели в 2016 году составил 42,67 млн рублей.
Обеспечение условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в подведомственных учреждениях Минкультуры России
По итогам 2016 года условия доступности для всех категорий инвалидов полностью обеспечены в Российской государственной специализированной академии искусств и Всероссийском государственном институте кинематографии имени С.А.Герасимова. Мероприятия по обеспечению условий доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата реализуются в 31 образовательной организации высшего образования, в 4 подведомственных профессиональных образовательных организациях; мероприятия по обеспечению условий беспрепятственного доступа для инвалидов с нарушениями слуха – в 20 образовательных организациях высшего образования и 3 профессиональных образовательных организациях; мероприятия по обеспечению условий беспрепятственного доступа для лиц с нарушениями зрения частично реализованы в 25 образовательных организациях высшего образования.
Мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата реализованы в 11 театрах; мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями слуха в полном объёме осуществлены в двух театрах; мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов с нарушениями зрения завершены в Государственном академическом Большом театре России.
Мероприятия по созданию условий доступности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата проведены в двух концертных организациях; мероприятия по созданию условий доступности для лиц с нарушениями слуха – в одной концертной организации, для лиц с нарушениями зрения – в двух концертных организациях.
Условия доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы в 8 из 9 подведомственных библиотек.
6479 библиотек (16,6%) имеют в своём штате сотрудников, прошедших обучение (инструктирование) по вопросам предоставления услуг инвалидам и владеющих методами оказания необходимой помощи.
В рамках системной деятельности, направленной на создание условий доступности культурных благ, осуществлены мероприятия по обеспечению доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к материалам НЭБ. В ходе данной работы была выполнена адаптация официального сайта НЭБ для лиц с нарушениями зрения.
Проведена работа по внедрению субтитрирования и тифлокомментирования в кинотеатрах, музеях, театрах. Реализуется проект по созданию электронной библиотеки нот по системе Брайля. На реализацию данного проекта Российской государственной библиотеке для слепых выделено 2,45 млн рублей.
Проведён ремонт и адаптация здания Российской государственной библиотеки искусств для лиц с ограниченными возможностями здоровья.