Работа Правительства: факты и цифры.
Рынок труда и занятость населения
Охрана труда
Контрольно-надзорная деятельность в сфере труда
Рынок труда и занятость населения
В целом по 2016 году ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная.
Согласно данным Росстата, численность экономически активного населения в среднем за 2016 год составила 76,6 млн человек, в их числе:
72,4 млн человек были заняты экономической деятельностью;
4,2 млн человек не имели доходного занятия, но активно его искали и были готовы приступить к работе (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
По сравнению с 2015 годом численность безработных увеличилась на 20 тыс. человек, или на 0,5%. Уровень общей безработицы в среднем составил 5,5% от численности экономически активного населения, что на 0,1 процентного пункта выше, чем в 2015 году.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2016 год составила 956 тыс. граждан, что на 11,8 тыс. человек, или на 1,2%, меньше, чем в 2015 году.
Уровень регистрируемой безработицы в целом по России по сравнению со среднегодовым значением 2015 года снизился на 0,1 процентного пункта и составил в среднем за 2016 год 1,2% от численности экономически активного населения.
Количество вакансий в 2016 году превышало численность безработных, состоящих на учёте в органах службы занятости. В 2016 году заявленная в органы службы занятости потребность в работниках в среднем составила 1293 тыс. человек, что на 11,4 тыс. человек, или на 0,9%, выше среднегодового уровня 2015 года. Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учёте в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) составил в среднем за 2016 год 0,89 человека на одну вакансию (в 2015 году – 0,91 человека).
В 2016 году 34 субъектам Федерации (Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Удмуртия, Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Бурятия, Республике Ингушетия, Республике Коми, Республике Карелия, Чувашской Республике, Алтайскому краю, Красноярскому краю, Забайкальскому краю, Брянской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Нижегородской, Курганской, Ульяновской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областям) выделены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации. Принято четыре распоряжения Правительства Российской Федерации: от 30 апреля 2016 года №836-р, от 28 июня 2016 года №1336-р, от 18 июля 2016 года №1521-р, от 10 октября 2016 года №2134-р, в соответствии с которыми утверждено распределение субсидии.
По состоянию на 31 декабря 2016 года в реализации дополнительных мероприятий принимали участие 143 065 человек, или 119% от запланированной численности (120 тыс. человек), в том числе:
на опережающее профессиональное обучение и стажировку направлено 31 067 человек;
трудоустроены 8309 человек из числа работников, уволенных из иных организаций, и выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках мероприятия по возмещению работодателям затрат на частичную оплату труда принятых работников;
во временных работах заняты 102 174 работника, находящихся под риском увольнения;
оказано содействие в трудоустройстве 994 инвалидам с привлечением 521 наставника.
В целях повышения трудовой мобильности граждан в 2015 году была введена в промышленную эксплуатацию и функционирует общероссийская база вакансий «Работа в России».
В 2016 году произведена доработка портала «Работа в России»:
создана отдельная страница со справочной информацией о реализуемых мероприятиях по стимулированию внутренней мобильности трудовых ресурсов; реализован алгоритм поиска вакансий, позволяющий информировать всех пользователей о вакансиях, участвующих в региональных программах стимулирования трудовой мобильности;
реализована возможность подтверждения учётной записи работодателя сотрудником МФЦ; функционал позволяет регистрировать работодателей в МФЦ в качестве дополнительной услуги, исключая необходимость проведения модерации учётной записи;
создан отдельный раздел, который позволяет осуществлять поиск вакансий в зависимости от ограничений функций жизнедеятельности инвалида; получить доступ к информации о квотируемых рабочих местах; представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления; нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность указать, в соответствии с какими ограничениями функций жизнедеятельности системе необходимо осуществить подборку предложений по трудоустройству.
За 2016 год численность граждан, обратившихся на портал «Работа в России», составила 14 млн человек, что в 2,15 раза (или на 115,4%) превышает плановый показатель на 2016 год.
В 2016 году осуществлялось софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Соответствующие субсидии выделены Камчатскому, Красноярскому, Пермскому, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Архангельской, Калужской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новосибирской и Ульяновской областям, Чукотскому автономному округу. В 2016 году в рамках региональных программ было привлечено 464 человека.
В субъектах Федерации реализовывался комплекс мер, направленных на снижение численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и находящихся в неформальных трудовых отношениях. По итогам ежедекадного мониторинга деятельности субъектов Федерации по снижению неформальной занятости в 2016 году выявлено 2 430 782 человека (в 2015 году – 2 266 000 человек), находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано 2 285 383 работника (в 2015 году – 2 022 000 человек).
В 2016 году продолжалась реализация мер по защите рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.
На 2017 год актом Правительства России в отдельных видах экономической деятельности установлена допустимая доля иностранных работников. Установление допустимой доли иностранных работников в настоящее время является одной из наименее затратных для бюджета организационных мер защиты национального рынка труда, формирования рабочих мест для российских граждан, стимулирует хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в производство и участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов.
Из года в год допустимая доля иностранных работников снижается. Допустимая доля в сфере транспорта в 2017 году снижена до 30% (указанная доля на 2015 год была установлена в размере 50%, в 2016 году – 40%). В течение двух лет, начиная с 2015 года, действует допустимая доля в сфере сельского хозяйства. На 2017 год установлена допустимая доля в размере 50%. На уровне прошлых лет установлены допустимые доли иностранных работников в таких сферах, как розничная торговля алкогольными напитками, розничная торговля табачными изделиями, розничная торговля лекарственными средствами, торговля в нестационарных торговых объектах, розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков.
В целях защиты национального рынка труда проводится системная работа по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, установлению квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Россию с целью осуществления трудовой деятельности.
Серьёзно повышена оперативность механизма квотирования.
Сегодня квоты выделяются максимально оперативно. В течение 2016 года квоты корректировались
семь раз в году, вплоть до декабря 2016 года. Новый оперативный механизм
корректировки квот позволяет удовлетворить спрос работодателей в
квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты, включая
необходимые для проведения в России Кубка конфедераций по футболу FIFA в 2017
году, а также чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году, без роста
напряжённости на рынке труда. Результатом данной работы является также
отсутствие роста численности трудовых мигрантов в приграничных субъектах
Федерации.
В 2016 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (групповых, с тяжёлым и смертельным исходом) сократилось на 14% (с 7137 случаев в 2015 году до 6121 случая в 2016 году).
В 2016 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве. В прошедшем году погибло на 12% меньше работников, чем в 2015 году (1832 и 2089 человек соответственно).
Количество погибших традиционно остаётся наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых.
Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах.
Всего за период с апреля 2014 года по декабрь 2016 года специальная оценка условий труда проведена на 9,3 млн рабочих мест, на которых занято 13,3 млн работников.
До 31 декабря 2018 года планируется обеспечить оценку условий труда всех имеющихся в экономике 48 млн рабочих мест.
Федеральным законом от 1 мая 2016 года №136-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которые позволяют:
защитить права работников при нарушениях в ходе проведения специальной оценки условий труда за счёт сохранения уровня имеющихся гарантий и компенсаций до получения результатов государственной экспертизы условий труда в отношении качества такой специальной оценки условий труда;
снизить финансовую нагрузку на работодателей за счёт распространения процедуры декларирования (спецоценка без измерений) на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны оптимальными или допустимыми;
увеличить в ряде случаев срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда до 12 месяцев и при этом не допустить ухудшения положения работников, занятых на рабочих местах, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
С целью усиления профилактических мер в отношении работников
системно ведётся разработка и актуализация правил по охране труда, в первую
очередь в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. В
2016 году актуализированы правила по охране труда: в сельском хозяйстве, при
размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического
оборудования, при эксплуатации электроустановок, при добыче (вылове),
переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных
биоресурсов, на городском электротранспорте, при нанесении металлопокрытий.
Контрольно-надзорная деятельность в сфере труда
В 2016 году осуществлялась реализация комплекса мероприятий Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015–2020 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года №1028-р, и плана мероприятий по реализации концепции, направленных на повышение эффективности государственного надзора в сфере труда за счёт внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора.
Для обеспечения определённости и открытости федерального надзора в сфере труда был создан портал «Онлайнинспекция.рф», на котором действует несколько клиентоориентированных сервисов.
Осуществлён запуск интернет-сервиса «Перечень требований трудового законодательства», с помощью которого впервые сделаны публичными обязательные требования в сфере труда. Опубликованный на портале «Онлайнинспекция.рф» перечень базовых требований законодательства в сфере труда, исполнение которых подлежит проверке, един для поднадзорных субъектов и проверяющих органов. Требования в перечне сгруппированы удобным образом, то есть по реальным жизненным или трудовым ситуациям. Сервис даёт возможность работодателю быстро найти информацию о конкретном требовании трудового законодательства, которая нужна ему в конкретной трудовой ситуации. Работник же может проверить, исполняет ли его руководство обязательные требования законодательства в сфере труда.
Всего перечень содержит 209 требований. В перечень включены вопросы трудового законодательства, такие как приём на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, рабочее время, время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, ответственность сторон трудового договора, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, охрана труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников, обеспечение деятельности первичных профсоюзных организаций, коллективные переговоры.
Введён в эксплуатацию сервис «Электронный инспектор» – интерактивный информационно-консультационный сервис системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», который даёт возможность работодателям проводить самопроверку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. «Электронный инспектор» помогает работодателю провести внутренний аудит соблюдения трудового законодательства в любое удобное время и бесплатно.
В 2016 году число доступных направлений проверок было увеличено до 122 единиц. Сервис, действовавший в пилотном режиме с ноября 2013 года, уже провёл 170 953 самопроверки, в ходе которых было выявлено 132 353 нарушения, в том числе в 2016 году – 115 995 самопроверок и 85 574 нарушения.
Сервис «Электронный инспектор» позволил одновременно расширить охват поднадзорных субъектов, которые самостоятельно обеспечивают исполнение законодательства о труде, и снизить административную нагрузку на бизнес.
В декабре 2016 года введён в эксплуатацию сервис «Памятки для работников и работодателей» – информационный сервис системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», который обеспечивает доступ к базе памяток по вопросам соблюдения законодательства о труде. Сервис в настоящее время содержит 100 памяток (по 50 для работников и работодателей).
Сервис позволяет, используя удобный рубрикатор, выбрать информацию, которая нужна конкретному специалисту для решения его задачи, сохранить её в личном кабинете системы или распечатать. Как работникам, так и работодателям доступны для скачивания сборники памяток.
В настоящее время система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» обеспечивает необходимые условия для соблюдения трудового законодательства и сокращения количества нарушений в этой сфере, а также повышает эффективность государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. Среди основных задач, решаемых системой электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»:
обеспечение доступности и понятности требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению этих требований;
формирование в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде;
создание постоянного и удобного канала для взаимодействия работников и работодателей с федеральной инспекцией труда.
Система высоко востребована. За время работы системы, по данным сервиса веб-аналитики «Яндекс.Метрика», к её сервисам обратилось свыше 2,95 млн уникальных посетителей, число просмотров превысило 19,6 млн, в том числе за 2016 год – 1,19 млн уникальных посетителей и 8,61 млн просмотров.