Работа Правительства: факты и цифры.
В 2016 году Правительством Российской Федерации утверждён паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Проект предусматривает создание к 2025 году не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития в различных субъектах Федерации, а также обеспечение международной конкурентоспособности не менее 10 ведущих российских университетов.
Доступность высшего образования поддержана на уровне 57%. Распределение бюджетных мест основано на анализе потребности экономики, данных о трудоустройстве выпускников и потенциальных компаний-работодателей (в 2016 году учтены пожелания 13 тыс. ключевых российских работодателей).
Общий объём контрольных цифр приёма на 2016/2017 учебный год составил 529 тыс. человек, на 2017/2018 учебный год – 530 тыс. человек.
Структура очного приёма на программы бакалавриата и специалитета в 2016 году определена с учётом роста потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей:
46,7% – на инженерные направления подготовки и специальности,
9,2% – на педагогические,
8,4 % – на медицинские.
По результатам конкурсного отбора программ развития, направленных на формирование опорных университетов, признаны победителями 11 образовательных организаций высшего образования. В 2016 году на их реализацию были выделены средства федерального бюджета в размере 1250 млн рублей. Финансирование программ из региональных бюджетов составило свыше 230 млн рублей. Вузы-победители подтверждают высокий уровень заинтересованности органов государственной власти субъектов Федерации в развитии университетов.
Продолжена государственная поддержка вузов, отобранных по результатам конкурса (21 вуз), в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Общий объём финансирования в 2016 году составил 18,8 млрд рублей, из них 11 млрд рублей – средства федерального бюджета.
В рамках реализации программы «Глобальное образование» по итогам конкурса отобрано 350 российских граждан на получение гранта для бесплатного обучения по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры в ведущих зарубежных университетах. В 2016 году завершили обучение за рубежом 39 человек.
В 2016 году из 21 университета 20 представлены в трёх ведущих мировых рейтингах, из них 16 – в рейтинге The World University Rankings (THE), 13 – в рейтинге QS World University Rankings (QS), 1 – в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU) (впервые).
Прослеживается позитивная динамика в продвижении университетов в предметных рейтингах. По сравнению с 2015 годом почти вдвое увеличилось количество вузов, вошедших в предметный рейтинг THE (16 вузов), на треть – в предметный рейтинг QS (9 вузов), и впервые 2 вуза вошли в предметный рейтинг ARWU (Московский физико-технический институт (государственный университет) вошёл в топ-200 по предметной области «Физика», Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – в топ-400 по предметной области «Электротехника и электроника»).
На сегодняшний день 2 университета представлены в первой сотне предметного рейтинга QS by Subject по предметной области «Физика и астрономия» (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Новосибирский национальный исследовательский государственный университет), 3 университета – во второй сотне (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по предметным областям «Философия», «Экономика и эконометрия», «Бизнес и исследования в области управления», Казанский (Приволжский) федеральный университет по предмету «Лингвистика», Московский физико-технический институт (государственный университет) по предметной области «Физика и астрономия»).
В топ-100 рейтинга THE by Subject (ранее – Faculty) вошли 4 университета: МГУ, Московский физико-технический институт (государственный университет), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, заняв по 4 предметным областям – «Искусство и гуманитарные науки», «Физические науки», «Бизнес и экономика», «Компьютерные науки» – с 56-й по 78-ю позиции.
Мониторинг эффективности деятельности вузов и их филиалов в 2016 году проведён с учётом введения в критерии оценки эффективности деятельности вузов нового показателя – уровень зарплат преподавателей. В мониторинге приняло участие 830 образовательных организаций высшего образования (государственных, негосударственных, муниципальных и региональных) и 932 филиала. По его результатам 58 образовательных организаций высшего образования и 186 филиалов вузов выполнили менее четырёх показателей, из них государственных – 12 вузов и 95 филиалов, негосударственных – 46 вузов и 91 филиал.