Работа Правительства: факты и цифры.
Инвестиционная
политика и развитие частно-государственного партнёрства
Создание
благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
Развитие
конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования
Развитие механизмов
оценки регулирующего воздействия и повышения качества регуляторной среды
Совершенствование
корпоративного законодательства
Поддержка
инвестиционных проектов на основе проектного финансирования
Совершенствование
контрольно-надзорной деятельности
Федеральная контрактная система.
Государственные и муниципальные закупки. Закупки, осуществляемые отдельными
видами юридических лиц
Внутренняя
торговля и потребительский рынок
Упрощение процедуры подключения к сетям
газораспределения
Повышение доступности энергетической инфраструктуры
Инвестиционная политика и развитие частно-государственного партнёрства
Проводится свершенствование законодательства по упрощению условий ведения бизнеса и созданию институтов, а также обеспечению необходимого качества правоприменения, поскольку ключевыми приоритетами являются развитие и совершенствование инвестиционного климата, формирование благоприятной предпринимательской среды.
Результаты этой работы положительно отражаются на позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В 2016 году Россия заняла 40-е место, продвинувшись за 5 лет на 80 позиций.
В 2016 году Россия вошла в десять лучших стран в мировом рейтинге по направлению «регистрация собственности» (9-е место), а также в 50 лучших стран по показателям «регистрация предприятий» (26-е место), «подключение к электрическим сетям» (30-е место), «получение кредитов» (44-е место), налогообложение» (45-е место), «исполнение контрактов» (12-е место).
Второй год подряд Россия в рейтинге Всемирного банка опережает страны БРИКС.
Улучшение позиций произошло по 5 из 10 направлений рейтинга. При этом наибольший прогресс достигнут по направлениям «регистрация предприятий» (рост на 15 позиций), «международная торговля» (рост на 30 позиций) и «защита миноритарных акционеров» (рост на 13 позиций).
Для увеличения объёмов внебюджетных средств в поддержание и развитие объектов публичной инфраструктуры ведётся совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП). ГЧП – перспективный и эффективный механизм, позволяющий найти баланс интересов государства и бизнеса, одновременно упрощая условия ведения предпринимательской деятельности, сохраняя функциональное назначение объектов публичной инфраструктуры и право на разумный контроль со стороны государства.
В 2016 году была сформирована вся нормативная правовая база, необходимая для реализации проектов ГЧП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая подзаконные акты. Количество проектов ГЧП, особенно концессий, увеличивается. К 1 января 2017 года принято решение о реализации более 1600 проектов.
Кроме того, в 2016 году было усовершенствовано законодательство о ГЧП, предусматривающее в том числе:
реализацию проектов ГЧП в отношении объектов промышленности;
сокращение с 180 до 90 дней срока проведения уполномоченным органом оценки эффективности проектов;
исключение требования наличия лицензии при подаче заявки на конкурс;
передачу частному партнёру имущества, которое не входит в состав объекта («иное имущество»);
финансирование проектов консорциумом банков.
В том числе усовершенствовано концессионное законодательство, предусматривающее введение мониторинга концессионных соглашений, а также обязанность участия субъекта РФ в муниципальных соглашениях в качестве третьей стороны, если полномочия по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию.
Продолжается работа по методическому
сопровождению регионов и инвесторов по реализации проектов ГЧП. Так,
разработаны методические рекомендации по реализации проектов ГЧП со сборником
лучших практик в отраслевом разрезе. В августе 2016 года методические
рекомендации направлены во все регионы.
Создание благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
Реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы
Из 12 утверждённых ранее «дорожных карт» продолжается реализация 7, включающих 684 мероприятия (в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, корпоративного управления, содействия экспорту, совершенствования оценочной деятельности).
По пяти направлениям (в сферах регистрации предприятий, развития конкуренции, совершенствования регуляторной среды, доступа субъектов МСБ к закупкам и налогового администрирования) работа завершена, при этом исполнено 221 мероприятие.
В 2016 году повестка реформ обновлялась. Принята «дорожная карта» по корпоративному управлению. В «дорожную карту» по получению разрешения на строительство включены мероприятия по оптимизации технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. «Дорожная карта» по повышению доступности энергетической инфраструктуры дополнена мероприятиями по оптимизации подключения к газоснабжению.
Эффекты от реализации «дорожных карт»:
уточнён порядок предоставления требуемых у налогоплательщика документов и пояснений в электронном виде и предоставлена возможность использования электронных образов бумажных документов;
уточнено правило о вступлении в силу нормативных правовых актов об утверждении новых форм (форматов) налоговых деклараций – не ранее чем по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования;
предоставлено право гражданам и юридическим лицам участвовать в процедурах, связанных с планировкой территорий;
распространён общий порядок налоговых вычетов налога на добавленную стоимость по мере принятия на учёт приобретённых товаров (работ, услуг) и при наличии по ним счетов-фактур в отношении экспортёров, что позволило сократить средства, отвлекаемые из оборота;
установлены дополнительные требования к раскрытию информации о сделках, в отношении которых имеется заинтересованность, в частности, установлено требование о необходимости указания заинтересованных лиц, а также информации обо всех обстоятельствах заинтересованности;
предоставлено право гражданам и юридическим лицам участвовать в процедурах, связанных с планировкой территорий;
обеспечена возможность выдачи уполномоченными органами документов, необходимых в иных государствах для ввоза российской продукции, в том числе на иностранных языках и др.
Эффективность применения правовых актов
оценивается на основании перечня из 140 мероприятий, направленных на достижение
целевых эффектов от 175 правовых актов. В рамках мониторинга проводится анализ
статистической информации, представленной федеральными органами исполнительной
власти, опросов предпринимательского сообщества, в том числе в субъектах
Российской Федерации, и «контрольных закупок», проводимых АНО «Агентство
стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с ведущими
деловыми объединениями.
Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования
По результатам работы Минэкономразвития и ФАС России для компаний, годовая выручка которых менее 400 млн рублей, установлен иммунитет по отдельным антимонопольным запретам (злоупотребление доминирующим положением и заключение отдельных видов соглашений). Одновременно предусмотрена обязательность согласования с органами прокуратуры проведения антимонопольными органами внеплановых проверок в отношении малых предприятий.
В 2016 году проведена первая оценка
внедрения стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации. Основные задачи
в 2017 году по этому направлению – определение лучших практик содействия развитию
конкуренции и их тиражирование на территории всех субъектов Федерации.
Развитие механизмов оценки регулирующего воздействия и повышения качества регуляторной среды
В 2016 году Минэкономразвития России подготовлено 1152 заключения об ОРВ (за шесть лет с 2010 года было подготовлено 5082 заключения об ОРВ, свыше трети которых – отрицательные). В 32% проектах актов по результатам ОРВ выявлены избыточные и затратные требования для хозяйствующих субъектов и бюджета.
Регионами России в 2016 году подготовлено 4300 заключений об ОРВ, 17% из которых отрицательные.
С 1 января 2016 года вступили в силу Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены Методика оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, форма проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, форма отчёта об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, форма заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта.
Оценка фактического воздействия позволяет выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта, результатами ОРВ и тем эффектом, который повлекло его принятие.
В 2016 году для упорядочения нормотворческой деятельности введено правило one in – one out, при котором каждое вновь введённое требование должно сопровождаться отменой соразмерного существующего. Причём эти требования должны быть сопоставимы в монетарной оценке.
Для определения соразмерности вводимых и отменяемых требований утверждена Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
Цель разработки методики – имплементация в процедуры ОРВ и ОФВ подходов к оценке стандартных издержек бизнеса, основанных на международной практике и адаптированных для применения в России.
Разработан и утверждён План мероприятий («дорожная карта»)
по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня
неналоговых платежей, закреплению в законодательстве РФ единых правил установления, исчисления и
взимания таких платежей, а также повышению эффективности их администрирования.
Совершенствование корпоративного законодательства
В 2016 году принята «дорожная карта» «Совершенствование корпоративного управления», направленная на повышение уровня защиты прав миноритарных акционеров и качества корпоративного управления в российских хозяйственных обществах. Реализация плана позволит повысить позицию России в рейтинге Doing Business.
Кроме того,
принят №343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных
обществах” и Федеральный закон “Об
обществах с ограниченной ответственностью” в части регулирования крупных сделок
и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Нормативные акты
направлены на упрощение текущей деятельности компаний и создание эффективных
механизмов преодоления конфликтов интересов в деятельности директоров и
менеджеров компаний.
Поддержка инвестиционных проектов на основе проектного финансирования
В 2016 году продолжалась выдача кредитных средств и строительство объектов в рамках инвестиционных проектов, отобранных для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории России на основе проектного финансирования. По ряду проектов по итогам года завершено строительство и началась эксплуатация объектов. В частности, введены в эксплуатацию 2 молочных комплекса и 2 тепличных комбината, запущено производство колёс для грузовых и легковых автомобилей в Республике Татарстан, введён в эксплуатацию биомедицинский комплекс по созданию высокотехнологичного производства вакцин и фармпрепаратов и др.
Государственная гарантийная поддержка
предоставлена по 41 отобранному проекту (общая стоимость проектов – 343,9 млрд
рублей, объём запрашиваемых кредитных ресурсов – 233,3 млрд рублей,
государственные гарантии – 58,3 млрд рублей). По состоянию на февраль 2017 года
для финансирования проектов, отобранных в рамках программы в 2015 году,
уполномоченными банками организациям предоставлено 125,6 млрд рублей кредитных
средств.
Совершенствование контрольно-надзорной деятельности
С 1 января 2016 года вступил в силу запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением установленных федеральным законом случаев. Введение надзорных каникул привело к общему сокращению плановых проверок более чем на 20%. Надзорные каникулы продолжатся в 2017 и 2018 годах.
Начато введение риск-ориентированного подхода в деятельность органов государственного контроля (надзора). Утверждены Правила отнесения хозяйствующих субъектов к категории риска или классу опасности. В перечень видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, включены три федеральных государственных надзора (пожарный, санитарно-эпидемиологический, в области связи).
В середине 2016 года вступил в силу запрет федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим контрольно-надзорные функции, требовать документы и информацию, которая может быть получена органом контроля в рамках межведомственного взаимодействия.
Единый реестр проверок, начавший работу в середине 2015 года, получил дальнейшее развитие. С середины 2016 года в него вносится информация о проверках, проводимых региональными органами государственного контроля (надзора).
Принято распоряжение Правительства об основных направлениях разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности (КНД), закрепляющее базовую модель определения показателей результативности и эффективности КНД и механизм их интерпретации.
Проведён пилотный проект по апробации этой модели на примере
отдельных видов КНД (в МЧС России, Ростехнадзоре, Росздравнадзоре,
Россельхознадзоре, Роспотребнадзоре, Рослесхозе, ФМБА России).
Федеральная контрактная система. Государственные и муниципальные закупки. Закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц
Для информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок с 1 января 2016 года введена в эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).
Введением ЕИС создано единое окно для работы заказчиков и поставщиков, контрольных и контрольно-счётных органов, общественных контролёров. В ЕИС размещается юридически значимая информация обо всех планируемых и осуществляемых закупках, реестры контрактов, банковских гарантий, библиотека типовых контрактов, отчёты об исполнении контрактов, нормативная документация, проводятся процедуры общественного обсуждения крупных закупок. Более 60% информации размещается в структурированном машиночитаемом формате. Обеспечен поиск информации по заданным параметрам.
Таким образом, ЕИС обеспечивает прозрачность закупок на всех этапах их планирования и осуществления. Система содержит ряд встроенных контроллеров, которые автоматически выявляют и предотвращают наиболее типичные ошибки или нарушения, совершаемые заказчиками. Например, нарушения сроков размещения информации, неправильные расчёты размеров обеспечения заявок.
С 1 апреля 2016 года введён единый общедоступный электронный реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Реестр жалоб содержит в том числе информацию о плановых и внеплановых проверках, о результатах рассмотрения жалоб, а также текст соответствующих решений и предписаний.
Созданием реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний обеспечена прозрачность функционирования органов контроля, что позволяет объективно оценивать их деятельность, каждому участнику закупок, любому гражданину предоставлена возможность отслеживать ход рассмотрения поданной им жалобы на действия (бездействие) заказчиков. Кроме того, созданы условия для обеспечения единства правоприменительной практики всех контрольных органов.
Принят 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», согласно которому с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Переводом закупок унитарных предприятий под действие Закона №44-ФЗ созданы условия для повышения конкуренции на закупках унитарных предприятий, пресечена существовавшая негативная практика вывода бюджетных средств из-под конкурентных процедур законодательства о контрактной системе в низкоконкурентную сферу законодательства о закупках отдельных видов юридических лиц посредством предоставления субсидий унитарным предприятиям.
В ЕИС размещено извещений о закупках на сумму около 6,5 трлн рублей. Общий объём заключённых контрактов составил порядка 5,3 трлн рублей, что на 2,4% меньше показателя 2015 года (без учёта контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе).
Экономия бюджетных средств достигла 419,4 млрд рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 8,2%. Прирост экономии по итогам отчётного периода составил 12% относительно аналогичного показателя прошлого года.
Среднее количество участников закупок на торгах составило в среднем около 2,7. Преобладающим способом определения поставщика остаётся электронный аукцион, доля которого составляет 58,3% от общего количества размещённых в ЕИС извещений.
По прямым контрактам малому бизнесу направлено более 610,9 млрд рублей, что на 23,5% превышает аналогичный показатель 2015 года.
С применением антидемпинговых мер было заключено 674,4 тыс. контрактов общим объёмом 241,3 млрд рублей (соответственно 20,1 и 4,6% от общего количества и объёма всех контрактов, заключённых в 2016 году).
В сравнении с аналогичным периодом 2015 года в 2016 году в 2 раза сократился размер неустоек, начисленных за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиками обязательств в рамках одного контракта, расторгнутого в 2016 году.
Общий объём процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ, увеличился по сравнению с 2015 годом на 10% и достиг 25,8 трлн рублей. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.
Только 5% закупок осуществляется способами «конкурс» и «аукцион». Закупки у единственного поставщика составляют более 36%, закупки с применением «иных способов» – более 59% от общего объёма закупок в 2016 году. Объём закупок у единственного поставщика в 2016 году увеличился на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Количество «иных способов» закупок, проводимых заказчиками, увеличилось в 2016 году на 983 способа. Отсутствие в 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика.
Директивами Правительства предусмотрено введение крупнейшими
заказчиками с государственным участием нормирования закупок. Около 40%
заказчиков, которым направлены директивы, разместили на официальных сайтах
нормативы закупок.
Внутренняя торговля и потребительский рынок
По вкладу в ВВП торговая отрасль занимает одно из лидирующих мест, обеспечивая порядка 16% ВВП. Десятая часть всех налоговых поступлений в бюджеты всех уровней приходится на торговлю.
Торговля является лидером по количеству созданных рабочих мест. В этой сфере работают около 16% всего занятого населения страны. Оборот розничной торговли в 2016 году составил 28,1 трлн рублей.
Важным событием в 2016 году в отрасли торговли стало установление постановлением Правительства от 9 апреля 2016 года №291 новых нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Разработанные изменения направлены на развитие многоформатной инфраструктуры торговли. Особое внимание уделено развитию малых форматов торговли (нестационарные и мобильные торговые объекты, рынки, ярмарки, малые несетевые торговые объекты), которые являются основным каналом сбыта для местных мелких и средних товаропроизводителей.
В связи с важностью развития нестационарной и мобильной торговли в июле 2016 года в Правительство был внесён проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».
Законопроектом устанавливаются общие принципы и правила предоставления новых мест для размещения нестационарных торговых объектов, а также закрепляется упрощённый порядок осуществления торговой деятельности с использованием мобильных торговых объектов (автомагазины, автокафе и иные передвижные торговые объекты).
Законопроект в случае его принятия даст мощный толчок развитию развозной торговли, и к 2019 году предприятиями российской автомобильной промышленности оценочно может быть реализовано порядка 50 тыс. грузовых автомобилей для использования в качестве автомагазинов, автокафе. Частные инвестиции в автопром составят не менее 80 млрд рублей. Также не менее 60 млрд рублей частных инвестиций получат производители специализированного торгового оборудования – это, как правило, предприятия малого бизнеса.
Для функционирования мобильных объектов возникнет потребность создать дополнительные автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи и иную инфраструктуру. Совокупные частные инвестиции в мобильную торговлю и обслуживающую инфраструктуру составят минимум 220 млрд рублей.
Также в 2016 году
Минпромторгом России во взаимодействии с органами исполнительной власти
субъектов Федерации начата подготовка предложений по внесению изменений в
действующее законодательство в целях совершенствования правового регулирования
ярмарочной торговли (обеспечение возможности для всех желающих организовывать
торговлю на ярмарках и получать на них торговые места и, самое главное,
предоставление площадок для ярмарок профессиональным организаторам ярмарок,
прежде всего потребительской кооперации) и торговли на розничных рынках
(максимальное упрощение требований к осуществлению торговли на розничных
рынках).
Упрощение процедуры подключения к сетям газораспределения
В части упрощения процедуры подключения к
сетям газораспределения 14 сентября 2016 года распоряжением
Правительства Российской Федерации №1938-р внесены изменения в «дорожную карту» по повышению
доступности энергетической инфраструктуры. «Дорожная карта» дополнена 40
мероприятиями, благодаря реализации которых в 2018 году максимальный срок
подключения к газораспределительной сети должен сократиться с нынешних 592 дней
до 170 дней.
Повышение доступности энергетической инфраструктуры
В 2016 году в новом рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю «Подключение к системе электроснабжения» Россия заняла 30-e место среди 190 стран и подтвердила прошлогоднюю максимальную оценку 8 из 8 баллов в части индикатора «Индекс надёжности электроснабжения и прозрачности тарифов».
Всемирным банком было отмечено, что процедура подключения к электрическим сетям в Москве и Санкт-Петербурге, как и по итогам прошлогоднего исследования, осуществляется в три этапа, также без изменения остались сроки процедуры – 160,5 дня. При этом стоимость подключения сократилась в два раза – до 44,1% от дохода на душу населения (в Москве – до 37,2% дохода на душу населения и до 60,1% в Санкт-Петербурге).
Кроме того, в своем отчёте Всемирный банк отметил ряд реформ и сервисов, введённых ПАО «МОЭСК» и ПАО «Ленэнерго», повышающих удобство прохождения процедуры: параллельное заключение договоров на технологическое присоединение и энергоснабжение, возможность использования рассрочки платежа.