Работа Правительства: факты и цифры.
Общая характеристика социально-экономического развития Дальнего Востока в 2015 году
Территории опережающего развития
Свободный порт Владивосток
Государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов
Фонд развития Дальнего Востока
Выполнение программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016–2025 годы»
Развитие человеческого капитала и трудовых ресурсов
Бесплатное предоставление земли гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке
Общая характеристика социально-экономического развития Дальнего Востока в 2015 году
В 2015 году на Дальнем Востоке продолжился рост промышленного производства. В 2015 году индекс составил 101,0% к аналогичному периоду прошлого года (по России – 96,6%). В январе 2016 года – 102,2% (по России – 97,3%). Всего на развитие экономики и социальной сферы Дальневосточного федерального округа за 2015 год по полному кругу организаций использовано 885,7 млрд рублей инвестиций в основной капитал, или 96,6% к уровню 2014 года (по России – 91,6%).
Общие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа за 2015 год составили 791,8 млрд рублей с ростом на 12,4% к 2014 году (по России – рост на 6,4%). В том числе в бюджеты дальневосточных субъектов поступило 602,4 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 21,9% (по России – на 6,2%).
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа в январе – декабре 2015 года исполнены в объёме 806,1 млрд рублей с ростом на 11,2% к фактически исполненным расходам за аналогичный период 2014 года.
Ситуация на рынке труда остаётся стабильной. В отчётном периоде 2015 года уровень общей безработицы экономически активного населения составил 6,4%, годом ранее – 6,6%.
С 2012 года на Дальнем Востоке отмечается естественный прирост населения. За 2015 год естественный прирост составил 8107 человек (родилось – 86 549 человек, умерло – 78 442 человека). Однако из-за миграционного оттока число жителей региона по-прежнему сокращается. За 2015 год с территории округа уехали 271 359 человек (прибыли 247 597 человека), миграционная убыль составила 23 662 человека.
В 2015 году поиски альтернативных маршрутов доставки рыбной продукции в европейскую часть России дали положительные результаты – стоимость доставки снизилась в 1,86 раза.
По инициативе Минвостокразвития России Рослесхозом создаётся единый открытый геоинформационный ресурс о лесах Дальнего Востока – так для потенциальных инвесторов будет обеспечена доступность и открытость информации о лесах. В 2015 году по инициативе Минвостокразвития России была оказана государственная поддержка предприятиям лесного хозяйства в размере 2,2 млрд рублей.
Территории опережающего развития
Сеть территорий опережающего развития (ТОР) – один из ключевых инструментов по созданию условий для опережающего развития макрорегиона. В ТОР устанавливается благоприятный режим предпринимательской деятельности, направленный на снижение рисков и повышение доходности инвестирования. По ключевым аспектам (скорость административных процедур, стоимость ресурсов, предоставление необходимой инфраструктуры и т.д.) ТОР конкурентоспособны на глобальном уровне: соответствующие параметры превосходят аналогичные в особых экономических зонах стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 2015 году сформированы первые девять дальневосточных территорий опережающего развития: ТОР «Комсомольск», ТОР «Хабаровск» (Хабаровский кр.), ТОР «Белогорск», ТОР «Приамурская» (Амурская обл.), ТОР «Надеждинская», ТОР «Михайловский» (Приморский кр.), ТОР «Индустриальный парк “Кангалассы”» (Республика Саха (Якутия)), ТОР «Камчатка» (Камчатский кр.), ТОР «Беринговский» (Чукотский автономный округ).
По состоянию на конец 2015 года в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» поступило 90 заявок об осуществлении деятельности на территориях девяти созданных ТОР общим объёмом инвестиций свыше 300 млрд рублей. За этими заявками стоят новые предприятия: завод по производству комплектующих для авиастроения в Хабаровском крае, нефтеперерабатывающий завод в Амурской области, завод строительных материалов в Якутии, предприятия глубокой переработки древесины в Хабаровском крае, современные агропромышленные кластеры и транспортно-логистические комплексы в Приморье. Также предполагается разработка крупнейшего Беринговского угольного бассейна на Чукотке, создание комплексного туристического кластера на Камчатке. Запускаются десятки новых производств, создаётся более 17 тыс. новых рабочих мест.
В январе – марте 2016 года приняты решения о создании ещё трёх ТОР: «Большой Камень» (Приморский край), «Южная» и «Горный воздух» (Сахалинская обл.).
Таким образом, на
Дальнем Востоке созданы уже 12 территорий опережающего развития.
Экономическая зона «Свободный порт Владивосток» создана в соответствии с поручением Президента России В.В.Путина, озвученном в Послании Президента Федеральному Собранию в 2014 году. Свободный порт Владивосток охватывает территории 15 муниципальных образований Приморского края. К экономической зоне относятся все ключевые порты юга Дальнего Востока от Зарубино до Находки, а также международный аэропорт Владивосток. Через зону действия свободного порта проходят перспективные крупные международные транспортные коридоры, такие как Приморье-1 и Приморье-2, что позволит получить значимый экономический эффект для региона за счёт транзита грузов из Северо-Восточных провинций Китая в порты Приморья с последующей отгрузкой на морской транспорт.
В свободном порту Владивосток действует особый правовой режим предпринимательской и инвестиционной деятельности. Резиденты свободного порта получают ряд преференций: налоговые льготы, упрощение таможенных и визовых процедур, максимальное снижение административных барьеров. Помимо мер по снижению рисков и повышению доходности инвестирования, в свободном порту с 1 июля 2016 года устанавливается облегчённый визовый режим (получение восьмидневной въездной визы непосредственно на границе), а с 1 октября 2016 года – современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли: ожидается реализация мер по установлению режима свободной таможенной зоны.
По состоянию на 1 марта 2016 года в свободный порт поступило 45 твёрдых заявок с общим объёмом инвестиций более 150 млрд рублей. За этими заявками стоят конкретные инвестиционные проекты: строительство и реконструкция мощных портовых терминалов, транспортно-логистических и складских комплексов, холодильный комплекс для перевалки рыбной продукции, современное производство энергосберегающих ламп, новый гостиничный комплекс.
По предварительной оценке экспертов, в результате создания свободного порта Владивосток ожидается существенный рост ВРП Приморского края – в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн рублей).
Государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов
Государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов на Дальнем Востоке – также одна из основных мер по созданию условий для опережающего развития макрорегиона. Инвестиционные проекты отбираются по утверждённой в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года №1055 Методике отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона. Основные критерии отбора – объём добавленной стоимости, объём налоговых поступлений от реализации проекта во все уровни бюджетной системы, а также объём привлечённых частных инвестиций на 1 рубль государственной поддержки.
В 2015 году проведено два тура отбора инвестиционных проектов. Первый тур – шесть проектов, частные инвестиции составили свыше 126 млрд рублей, потребность государственной поддержки – 13,8 млрд рублей.
Распоряжением Правительства от 13 июля 2015 года №1339-р необходимое финансирование выделено, первые инвестиционные соглашения подписаны.
Итоги второго тура – также шесть новых инвестиционных проектов с объёмом частных вложений свыше 365 млрд рублей и объёмом господдержки 31 млрд рублей. Это инвестиционные проекты по разработке крупных месторождений золота, алмазов, угля, железной руды в Якутии, на Камчатке, в Амурской области и Хабаровском крае, строительство агропромышленного комплекса на Камчатке и портового терминала в порту Ванино.
Фонд развития Дальнего Востока
Акционерное общество «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» учреждено в 2011 году, однако вплоть до 2015 года не было сделано ни одной инвестиции. В 2015 году изменены внутренние правила фонда, открыта возможность финансировать проекты. Определено, что фонд развития Дальнего Востока в принятии решений основывается на решениях правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.
6 августа 2015 года приняты первые три инвестиционных проекта с участием фонда на 18,5 млрд рублей частных инвестиций и 4,7 млрд рублей инвестиций фонда. 24 ноября 2015 года приняты ещё три инвестиционных проекта с объёмом инвестиций фонда 4,7 млрд рублей и частных инвестиций – 45,5 млрд рублей. Таким образом, в 2015 году фондом проинвестировано 9,5 млрд рублей и привлечено 64 млрд рублей частных инвестиций.
Среди шести проектов фонда развития Дальнего Востока – строительство моста Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области, создание сухого порта и холодильно-складского комплекса в Приморском крае, развитие золоторудного месторождения на Камчатке, создание современной инфраструктуры по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на Сахалине.
Выполнение программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока
В 2015 году заработал новый механизм приоритизации государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока.
Президент России поручил Правительству выдерживать приоритет развития Дальнего Востока в разных государственных программах. Председатель Правительства утвердил перечень из 27 государственных программ, в которых должен быть сформирован специальный раздел по развитию Дальнего Востока, соответствующие целевые индикаторы, мероприятия и финансирование. Это госпрограммы по развитию здравоохранения, образования, социальной поддержке граждан, обеспечению доступным и комфортным жильём, содействию занятости населения и т.д.
Министерство по развитию Дальнего Востока наделено Правительством полномочиями согласовывать такие государственные программы, а специальные дальневосточные разделы этих государственных программ войдут в аналитическую часть государственной программы «Развитие Дальнего Востока». Таким образом, в госпрограмме Минвостокразвития будет отражён весь ресурс государственных программ, который направляется на Дальний Восток, и у министерства практически возникает возможность консолидировать его и координировать реализацию таких программ на Дальнем Востоке.
Первые государственные программы уже откорректированы в 2015 году – это программа «Доступная среда», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, это государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», а также программа «Жильё для российской семьи». В этих шести государственных программах выделен специальный дальневосточный раздел – целевые показатели, мероприятия и финансирование по ускоренному развитию дальневосточного макрорегиона.
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016–2025 годы»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года №793 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы».
Новая программа сочетает в себе преемственность предыдущих федеральных программ развития Курил и принципиальную новизну, которая заключается в формировании территорий опережающего развития на Курильских островах с целью привлечения инвестиций и обеспечения комфортных условий для ведения бизнеса.
Программа разработана совместно с правительством Сахалинской области. Она предполагает практически равное участие в её финансировании со стороны федерального центра и региона. Причём в первые два года 87% бюджетного финансирования будет предоставлено именно регионом.
Развитие человеческого капитала и трудовых ресурсов
В перечень субъектов Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, включены шесть субъектов ДФО: Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года №696-р).
4 сентября 2015 года создано АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке». Основные цели агентства – обеспечение трудовыми ресурсами новых экономических проектов на Дальнем Востоке, достижение положительной миграционной динамики за счёт притока населения и его закрепления. Ключевая задача агентства – обеспечение квалифицированным персоналом инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Инвесторы смогут получить от агентства информацию о рынке труда и заработной плате в регионе, действующих на территории социальных льготах и гарантиях, сервисы по подбору и обучению персонала, поддержку в решении вопросов жилья и социальной инфраструктуры, решение вопросов, связанных с трудовой миграцией.
Бесплатное предоставление земли гражданам Российской Федерации на Дальнем Востоке
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума Правительство России внесло в Государственную Думу проект федерального закона «Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе».
Законопроект предусматривает:
– возможность однократного предоставления гражданам России для любых не запрещённых законодательством целей земельных участков на Дальнем Востоке площадью до 1 га сначала в безвозмездное пользование на пять лет, затем в аренду или собственность бесплатно;
– возможность выбора гражданами России соответствующих земельных участков с помощью специального электронного сервиса;
– запрет перехода прав собственности, владения и (или) пользования в отношении земельных участков иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам.