Работа Правительства: факты и цифры.
Авиационная промышленность: самолётостроение, вертолётостроение,
двигателестроение
Судостроительная
промышленность, морская техника для освоения природных ресурсов
континентального шельфа
Ключевым документом, определяющим цели и задачи развития авиационной промышленности, является государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» (Госпрограмма), утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2015 года №303.
Основными результатами реализации государственной программы в 2015 году стали:
- объём добавленной стоимости отрасли авиастроения составил 380 407 724,54 тыс. рублей (в 2014 году – 303 242 562,87 тыс. рублей);
- количество поставленных самолётов – 162 (в 2014 году – 159);
- количество поставленных вертолётов – 212 (в 2014 году – 272);
- количество поставленных авиационных двигателей – 1263 (в 2014 году – 1181);
- количество поставленных двигателей для наземных и судовых газотурбинных установок – 217 (в 2014 году – 104);
- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий отрасли авиастроения составила 1 001 072 959,30 тыс. рублей (в 2014 году – 798 006 744,39 тыс. рублей);
- достижение средней зарплаты на промышленных предприятиях в размере 38,75 тыс. рублей (в 2014 году – 38,18 тыс. рублей) и средней зарплаты в научных организациях в размере 52,84 тыс. рублей (в 2014 году – 47,21 тыс. рублей);
- численность занятых в отрасли авиастроения составила более 416 тыс. человек;
Самолётостроение
За 2015 год, в частности, произведено 20 ближнемагистральных пассажирских самолётов Sukhoi SuperJet 100, из них пять – на экспорт; четыре ближнемагистральных пассажирских самолёта Ан-148; один среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-214; 25 вертолётов, из них девять – на экспорт;
В итоге доработки самолёта Sukhoi SuperJet 100 за период 2013–2015 годов сертифицированы 13 главных изменений конструкции и значительное количество второстепенных изменений. Улучшены лётно-технические характеристики и потребительские свойства самолёта, его конкурентоспособность и спрос на мировом и отечественном рынке. В кооперационном производстве самолёта задействовано более 25 отечественных предприятий;
В рамках реализации проекта создания ближне-среднемагистрального самолёта МС-21 выполнены работы по проектированию самолёта и систем, по разработке и изготовлению изделий с применением композитных технологий, по подготовке и проведению испытаний, по подготовке доказательной документации по соответствию самолёта МС-21 сертификационному базису. Собран фюзеляж первого самолёта. Изготовлены детали и сборочные единицы для опытных самолётов. Созданы тренажёры и реализуется программа создания комплекса технических средств обучения. Проведены расчёты на прочность, аэродинамические исследования, испытания агрегатов и систем.
Создана летающая лаборатория для демонстрации технологий постройки лёгких высокоэффективных многоцелевых воздушных судов вместимостью 9–19 мест. Разработан и изготовлен опытный образец самолёта-демонстратора технологий доступного лёгкого многоцелевого самолёта на девять мест по схеме моноплан с расширенными возможностями базирования. Разработан макет – прототип лёгкого многоцелевого самолёта пассажировместимостью 19 мест с отработкой отдельных агрегатов и систем.
Вертолётостроение
Получен сертификат типа №СТ1-Ми-38, издание 1 от 30.12.2015 на вертолёт Ми-38. В серийное производство запущены два вертолёта установочной партии многоцелевых вертолётов.
Проведены наземные испытания вертолёта Ка-62, подготовлена и оформлена сертификационная доказательная документация по стендовым испытаниям систем и агрегатов вертолёта, проведены работы в части разработки рабочей конструкторской документации на установку оборудования, обеспечивающие расширение условий эксплуатации вертолёта Ка-62, проведены ресурсные испытания вертолёта и его основных агрегатов, проведены стендовые испытания агрегатов и систем вертолёта на стенде систем электрического снабжения.
Двигателестроение
Изготовлена партия опытных двигателей ПД-14 и мотогондол с реверсивным устройством. Проведён первый этап стендовых и лётных сертификационных испытаний.
Экспорт реактивных двигателей увеличился почти вдвое (на 95,6%).
Судостроительная промышленность, морская техника для освоения природных ресурсов континентального
шельфа
Выпуск продукции в стоимостном выражении за 2015 год составил свыше 400 млрд рублей. Количество сданных кораблей и судов в рамках гособоронзаказа составляет 13 единиц с объёмом производства более 300 млрд рублей, гражданских судов – 33 единицы с объёмом производства 49 млрд рублей.
В настоящее время в состав российской судостроительной отрасли входят с учётом Крымского федерального округа 182 предприятия с общей численностью работающих 178,8 тыс. человек. Если к ним добавить более 2 тыс. предприятий-смежников, то отечественное судостроение обеспечивает рабочими местами более 700 тыс. человек. В структуре отрасли на сегодняшний день насчитывается 133 промышленных предприятия и 49 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Около половины промышленных предприятий составляют судостроительные и судоремонтные заводы. Среди научных организаций наибольшая доля организаций принадлежат судостроительной и приборостроительной подотраслям. Более 1/3 всех предприятий и организаций, или 36,5%, сосредоточены в Северо-Западном федеральном округе, включая наиболее крупные предприятия с объёмом выпуска продукции более 5 млрд рублей в год, 15% – в Приволжском федеральном округе, 14% – в Центральном и 13% – в Дальневосточном.
Состав отрасли за последний год ощутимо изменился. В него были включены 13 предприятий Крымского федерального округа (ФГУП – одно, ГУП – шесть, АО – три, ООО – три). Некоторые из них пока проходят процедуру реорганизации.
Общий объём производства, достигнутый предприятиями судостроительной промышленности в 2015 году, увеличился на 16,3% по отношению к 2014 году.
Среди наиболее значимых гражданских проектов – заказы «Газпрома» по строительству на Выборгском заводе двух буровых платформ для Штокмановского нефтегазового месторождения, двух крупнотоннажных танкеров на Адмиралтейских верфях по заказу «Совкомфлота», ледоколов на Балтийском заводе, сдача ряда гражданских судов на заводе «Красное Сормово», Ярославском, Зеленодольском и других заводах судостроительной отрасли. Из интегрированных структур наибольший вклад (около 60%) в общий объём производимой продукции отрасли вносит ОСК. Стоит отметить, что не вошедшие в интегрированные структуры предприятия производят порядка 18% продукции отрасли.
Среднесписочная численность персонала промышленных предприятий отрасли в 2015 году увеличилась на 13,4% по отношению к 2014 году и составила около 149 тыс. человек, а в научной сфере рост составил порядка 4,8% и численность достигла почти 30 тыс. человек.
Основные гражданские суда, сданные в 2015 году: буксир проекта 81 – 6 ед., головной ледокол проекта 21900М, экологическое судно проекта RT-29 – 2 ед., танкеры смешанного плавания проекта RST27 – 3 ед. Наиболее значимые проекты гражданского судостроения представлены ледокольным флотом и плавучей атомной теплоэлектростанцией. В этом сегменте отмечается строительство головного атомного ледокола проекта 22220, достройку головной ПАТЭС проекта 20870, спуск серийного ледокола проекта 21900М, строительство головного ледокола проекта 22600.