Работа Правительства: факты и цифры.
Увеличение продолжительности жизни
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Статистика по курению и потреблению алкоголя
Лекарственное обеспечение
Обезболивающие препараты
Диспансеризация населения
Специализированная медицинская помощь
Обязательное медицинское страхование
Вакцина против лихорадки Эбола
Медицинское образование и кадры
Информатизация здравоохранения
Государственно-частное партнёрство
Увеличение продолжительности жизни
По данным Росстата, в Российской Федерации наблюдается рост продолжительности жизни, которая в 2015 году составила 71,4 года (рост на 0,5 года по сравнению с 2014 годом) и достигла абсолютного исторического максимума. У женщин этот показатель составил 76,6 года (рост на 0,13 года), а у мужчин – 65,9 года (рост на 0,53 года).
В 2015 году естественный прирост населения составил 0,2 на тысячу населения, или более 32 тыс. человек.
За 12 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года отмечено снижение показателей смертности от наиболее распространённых причин:
• от болезней системы кровообращения – на 3,4% (631,8 случая на 100 тыс. населения);
• от дорожно-транспортных происшествий – на 13,6% (12,1 случая на 100 тыс. населения);
• от туберкулёза – на 8,2% (9 случаев на 100 тыс. населения);
• от болезней органов дыхания – на 3,4 % (51,2 случая на 100 тыс. населения).
Показатели смертности от внешних причин и смертности населения трудоспособного возраста снизились на 13,2% (112,3 случая на 100 тыс. населения) и на 5,3% (535,7 случая на 100 тыс. населения) соответственно.
Отмечен рост показателей смертности от новообразований (на 1%) и от болезней органов пищеварения (на 4,1%). При этом показатель выявляемости злокачественных новообразований на первой и второй стадиях составил 53,7%.
По данным ВОЗ, в 2015 году Россия вошла в десятку государств, которые за последние годы добились наибольшего прогресса в борьбе с неинфекционными заболеваниями: раком, диабетом, болезнями сердца и лёгких.
В Российской Федерации были достигнуты исторические минимумы по показателям материнской, младенческой и детской смертности и выполнены четвёртая (сократить детскую смертность) и пятая (улучшить охрану материнского здоровья) цели развития тысячелетия ООН.
Материнская смертность снизилась более чем в 4,5 раза по сравнению с 1990 годом. В 2012 году показатель материнской смертности составил 11,5 на 100 тыс. родившихся, в 2014 году – 10,8, а по предварительным итогам 2015 года показатель сократился ещё на 11%.
Показатели младенческой смертности снизились на 12%, с 7,4 до 6,5 на тысячу родившихся живыми по результатам 12 месяцев 2015 года. При этом более чем в половине регионов (в 44 из 85) показатели младенческой смертности ниже средних российских показателей. При этом практически половина регионов имеют показатели младенческой смертности на уровне развитых стран.
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями
Сердечно-сосудистые заболевания – основная причина смертности в стране. В течение 2015 года дополнительно открылось 8 первичных сосудистых центров (в Москве и Московской области). Всего по стране функционирует 128 региональных сосудистых центров и 415 первичных сосудистых отделений.
Открытие региональных и первичных сосудистых центров позволило увеличить число госпитализированных пациентов с острым коронарным синдромом и нарушением мозгового кровообращения, а также расширить практику применения тромболитической терапии, увеличить количество оперативных вмешательств со стентированием коронарных артерий.
В 2015 году показатель смертности от болезней системы кровообращения снизился на 3,4% по сравнению с 2014 годом и составил 631,8 на 100 тыс. населения.
Статистика по курению и потреблению алкоголя
В 2015 году сохранилась тенденция к снижению численности лиц, потребляющих табак, в связи с принятием антитабачных мер. Результатом реализации антитабачной программы является снижение уровня потребления табака на 17%.
Согласно данным ВЦИОМ, в 2015 году большая часть населения Российской Федерации являлась некурящей (66%). Более 83% респондентов поддерживают запрет курения в общественных местах. Доля курящих мужчин – 52%, доля курящих среди женщин – 19%.
Показатели по потреблению алкоголя за указанный период не увеличились.
Предварительные данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о снижении смертности от алкогольных отравлений с 2014 по 2015 годы с 7,2 до 6,5 на 100 тыс. человек, что коррелирует со снижением розничной продажи алкогольной продукции.
Разработан план мероприятий («дорожная карта») по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. В числе этих мер:
- разработка и реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем;
- установление требований к объёму тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска;
- установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- запрет продажи сухого алкоголя на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза;
- установление ответственности за реализацию спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий и этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже таких товаров;
- в 2015 году разработаны актуализированные рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, учитывающие современные требования здорового питания.
В 2015 году в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (перечень ЖНВЛП) было включено 46 дополнительных позиций (включая 3 новые лекарственные формы). Из 608 содержащихся в перечне международных непатентованных названий (МНН) 67% производится в России (в 2014 году – 567 МНН и 62,8% локализации производства соответственно).
В перечень 7 высокозатратных нозологий был включён препарат натализумаб (первая линия патогенетической терапии больных рассеянным склерозом).
В программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами было добавлено 17 дополнительных позиций лекарственных препаратов.
Всего в перечень ЖНВЛП на 2016 год включено 646 позиций лекарственных препаратов, из которых 426 наименований (65,9%) производится на территории России, в перечень ОНЛС – 335 наименований (79 позиций из них – для выписки по решению врачебной комиссии), из них 234 наименования (69,9%) производится на территории России.
В 2015 году проведена работа по обеспечению доступности для населения наркотических обезболивающих лекарственных препаратов. В частности, был разработан и принят приказ Минздрава России, в соответствии с которым упрощены процедуры назначения и выписывания наркотических препаратов при повторном обращении пациентов. Срок действия рецепта на психотропные вещества увеличен до 15 дней. Предоставлено право врачам увеличивать нормы выписки наркотических анальгетиков не только паллиативным больным, но и другим пациентам, которым требуется длительная лекарственная терапия.
Одновременно разработаны и приняты поправки в приказ Минздрава России, предусматривающие упрощение требований по заверке рецепта на наркотический анальгетик, разрешение использования печатающих устройств при его оформлении, отказ от необходимости заверки повторной выписки наркотических анальгетиков руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, увеличение в 2 раза норматива запасов рецептурных бланков для выписывания наркотических средств, а также количества бланков, выдаваемых конкретному лечащему врачу.
В 2015 году Росздравнадзором изъято из обращения более 2,2 млн упаковок недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средств, более 3,7 млн единиц медицинских изделий, не соответствующих установленным требованиям.
В рамках проведённых проверок восстановлено право на получение качественной и безопасной медицинской помощи более чем 5 тыс. граждан, защищены права более 366 тыс. пациентов.
Защищены права более 86 тыс. граждан на получение качественной лекарственной помощи, восстановлены права более 4 тыс. человек на получение бесплатных лекарственных препаратов, восстановлены права около 700 граждан на получение лекарственных препаратов в целях обезболивания.
С 2013 года во всех субъектах Российской Федерации проводится широкомасштабная диспансеризация взрослого населения, с 1 апреля 2015 года – по новому порядку, утверждённому приказом Минздрава России от 3 февраля 2015 года №36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определённых групп взрослого населения», согласно которому обновлены и расширены методические рекомендации для врачей по организации и проведению диспансеризации.
В 2015 году более 22,5 млн человекпрошли диспансеризацию, из них 27% было направлено на второй этап для уточнения диагноза. Благодаря диспансеризации значительно повысилась ранняя выявляемость многих опасных заболеваний. Так, в ходе обследования у каждого двенадцатого взрослого россиянина были диагностированы сердечно-сосудистые заболевания (1,8 млн человек), у каждого сотого – хронические бронхолёгочные заболевания (почти 200 тыс. человек), у каждого двухсотого – сахарный диабет (более 100 тыс. человек). В регионах, где хорошо налажено методологическое сопровождение онкологического скрининга в рамках диспансеризации со стороны онкологических центров или диспансеров, доля выявленных злокачественных заболеваний на 1–2-й стадии составляет около 70%.
Специализированная медицинская помощь
С января по декабрь 2015 года высокотехнологичная медицинская помощь, не включённая в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказана 465,5 тыс. пациентов (в 2014 году – 486,9 тыс. пациентов), а за счёт средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 353 тыс. пациентов (в 2014 году – 228,8 тыс. пациентов).
Расходы на ВМП составили 149,8 млрд рублей. В 2015 году по стране функционировало 801 медучреждение, оказывающее специализированную медпомощь.
В 2015 году был разработан и принят Федеральный закон от 14 декабря 2015 года №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон предусматривает в том числе продление на 2016 год действовавшего в 2015 году порядка финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях и на условиях софинансирования в государственных учреждениях субъектов Федерации, осуществлявшегося за счёт средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в виде иных межбюджетных трансфертов федеральному бюджету.
Это решение позволит установить единый источник финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи и увеличить объёмы оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 1,5 раза.
Обязательное медицинское страхование
В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации и усиления страховых принципов в сфере обязательного медицинского страхования принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 года №432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, а также Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”», предусматривающий увеличение минимального размера уставного капитала страховых медицинских организаций с 60 млн рублей до 120 млн рублей.
Кроме того, этот Федеральный закон предусматривает совершенствование порядка формирования и расходования средств, полученных территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями по результатам проведённых ими контрольных проверок качества и условий предоставления медицинской помощи.
В частности, предусмотрено направлять в территориальные фонды ОМС 50% средств от штрафных санкций, которые до принятия закона зачислялись в страховые медицинские организации. Эти средства используются для устранения выявленных недостатков в деятельности медицинских организаций. Так, деньги идут на дополнительное профессиональное образование медицинских работников по программам повышения квалификации, а также на приобретение медицинского оборудования и его ремонт.
С августа 2015 года в соответствии с внесёнными приказом Минздрава России от 6 августа 2015 года №536н изменениями в Правила обязательного медицинского страхования в систему оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования внедрена форма индивидуального информирования застрахованных лиц. Теперь каждый застрахованный гражданин получает доступ к перечню оказанных ему медицинских услуг и их стоимости. Информирование осуществляется по всем случаям медицинской помощи, оказываемой в условиях круглосуточного стационара, дневного стационара и в амбулаторно-поликлинических условиях в рамках программ ОМС.
Вакцина против лихорадки Эбола
На протяжении 2015 года в ФГБУ «НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф.Гамалеи» проводились исследования вакцины от лихорадки Эбола. Препарат испытывали в лабораторных условиях на мелких животных (приматах, обезьянах), проходила серия клинических исследований первой и второй фазы. Проведённые испытания доказали высокую эффективность препарата по сравнению с мировыми аналогами. По результатам исследований две разработанные вакцины были зарегистрированы в Российской Федерации с разрешением для применения.
В феврале 2016 года Министр здравоохранения Российской Федерации В.Скворцова презентовала вакцину на глобальном совещании руководителей национальных программ по борьбе с неинфекционными заболеваниями во Дворце наций ООН.
Медицинское образование и кадры
В 2015 году созданы обучающие симуляционные центры на базе государственных бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России и «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.Разумовского» Минздрава России. В них прошли обучение более 9,5 тыс. врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, в том числе 3,5 тыс. врачей в 2015 году.
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки и обучавшихся в медицинских и фармацевтических организациях системы здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации, в 2015 году составила 86,3% (в 2014 году – 85,5%).
В 2015 году дополнительные образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли более 223 тыс. специалистов. Численность подготовленных работников по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки увеличилась на 7% в организациях дополнительного профессионального образования и на 3% в организациях высшего образования.
Продолжается реализация программы «Земский доктор», при этом в 2015 году возраст её участников увеличен до 50 лет. На 1 ноября 2015 года единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн рублей получили 2 тыс. человек, что составило 30% от запланированного объёма. Минздрав России отмечает, что наибольшее число договоров, заключённых врачами по программе «Земский доктор», приходилось на IV квартал 2015 года – время, к которому выпускники текущего года определились со своим местом работы в сельской местности или в рабочем посёлке. Поэтому полные данные по 2015 году в целом поступят позже. Благодаря программе обеспеченность врачами, работающими в сельской местности, выросла на 16%.
Информатизация здравоохранения
Медицинские информационные системы, обеспечивающие единое информационное пространство в сфере здравоохранения, внедрены в 81 субъекте Российской Федерации, в 73% медицинских организаций. На конец 2015 года автоматизировано около 373 тыс. рабочих мест врачей медицинских организаций государственной формы собственности.
Государственно-частное партнёрство
2015 год стал ключевым для создания практической основы по применению механизмов привлечения внебюджетных инвестиций на принципах государственно-частного партнёрства в отношении объектов здравоохранения федеральной собственности.
В 2015 году Минздравом России подготовлен первый федеральный пилотный проект с использованием механизма концессии в сфере здравоохранения – «Создание на базе имущественного комплекса Федерального государственного бюджетного учреждения “Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии им. Я.Л.Цивьяна” Минздрава России конкурентоспособных производств в сфере травматологии, ортопедии и нейрохирургии». 19 марта 2015 года Правительством Российской Федерации принято решение о заключении концессионного соглашения в отношении этого объекта здравоохранения.
Всего в 2015 году в субъектах Федерации действовал 1501 травмоцентр.