Работа Правительства: факты и цифры.
Отдельные важные показатели
Реализация антикризисных программ
Налоговая политика
Дебиторская
задолженность
Финансовый
рынок
Пенсионная система
Информация о бюджетном процессе
Ответственный подход к проведению бюджетной политики позволил удержать дефицит в пределах 2,4% ВВП по итогам 2015 года, стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и обуздать инфляцию.
Несмотря на жёсткий подход к бюджетной политике, обеспечено безусловное исполнение социальных обязательств, в частности поддержка наименее защищённых категорий населения.
Сохранен низкий уровень государственного долга – он составляет всего 13,6% ВВП.
Доля доходов бюджета, не связанных с продажей нефти и газа, увеличилась до 56%.
За
2015 год общий объем вкладов в банках вырос на 4,7 трлн рублей, или на 25,2%.
Реализация антикризисных программ
Реализованы антикризисные программы, сформированные в начале 2015 года:
- комплекс мер по поддержке российских регионов – новый механизм бюджетных кредитов и программа по рефинансированию коммерческого долга. В 2015 году из федерального бюджета регионам перечислено 1,6 трлн рублей;
- программа по докапитализации банков, в том числе её распространение на региональные банки – программа позволила добиться прироста корпоративного кредитования с конца I квартала (по декабрь) на 2,8%;
- кредиты нефинансовому сектору выросли на 3,8 трлн рублей, или на 12,7%;
- программа по поддержке ипотечного рынка – по
состоянию на 1 января 2016 года по программе выдано 210,6 тыс. кредитов на
общую сумму 374,3 млрд рублей, что обеспечило порядка 40% всех выдач ипотечных
кредитов с конца I квартала (общий рост ипотеки
с марта по декабрь – 9,5%).
Меры налоговой политики в 2015 году были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований, проведение антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования:
- рост собираемости внутреннего НДС за счёт улучшения администрирования (Федеральная налоговая служба), на очереди импортный НДС (Федеральная таможенная служба), акцизы на алкоголь (Росалкогольрегулирование), страховые взносы (ФНС/внебюджетные фонды);
- субъектам Федерации предоставлено право снижать ставки налога для применяющих упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» с 6 до 1%, снижать ставки налога для применяющих единый налог на вменённый доход с 15 до 7,5%;
- приостановлено создание/изменение консолидированных групп налогоплательщиков;
- проведён анализ системы льгот и преференций по
налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам – основа для
дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации
перечня предоставляемых льгот и освобождений.
В 2015
году также была начата работа по инвентаризации дебиторской задолженности по
доходам, продолжением которой стала разработка «дорожной карты» по улучшению
администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с
дебиторской задолженностью по доходам, одобренной Правительством в начале 2016
года.
На финансовых и долговых рынках проведена работа, позволившая вывести чистые заимствования в положительную область (80 млрд рублей) с существенным привлечением иностранного капитала, несмотря на действующий санкционный режим и стресс на внутреннем финансовом рынке. Для этого:
- расширен инструментарий привлечения ресурсов на рынках капитала (облигации с плавающей ставкой, облигации с номиналом, индексируемым на инфляцию, – импульс к развитию внутреннего рынка капитала, дополнительный ресурс для корпоративных заёмщиков, ориентир инфляционных ожиданий);
- продолжилась работа по улучшению качества сегмента облигаций с фиксированным купоном – завершён обмен неликвидных бумаг в портфеле Банка России на ликвидные выпуски;
- проведена плотная работа с рейтинговыми агентствами
и инвестиционным сообществом, позволившая обеспечить стабилизацию российских
рейтингов, что в том числе способствовало снижению оттока капитала (с 70–80
млрд долларов по первым оценкам до 56 млрд долларов по факту).
В рамках обеспечения работы системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения:
- введена система гарантирования прав застрахованных лиц (на 1 января 2016 года в систему гарантирования включён Пенсионный фонд и 33 негосударственных пенсионных фонда (НПФ)).
- завершена процедура акционирования НПФ,
осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию (с 1
января 2016 года такую деятельность осуществляют только акционерные НПФ).
Информация о бюджетном процессе
В 2015 году Российская Федерация сохранила высокий показатель по индексу открытости бюджета, рассчитываемому Международным бюджетным партнёрством (74 балла при среднем значении индекса в 45 из 100 возможных баллов), и заняла 11-е место из 102 исследуемых стран. В соответствии с методологией исследования Россия входит в группу стран, предоставляющих «значительный объём информации о бюджетном процессе для общественности».