Работа Правительства: факты и цифры.
Создание
благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
Контрактная
система в сфере закупок
Контрольно-надзорная
деятельность
Оценка
регулирующего воздействия
Повышение
доступности энергетической инфраструктуры
Создание благоприятной бизнес-среды и снижение административных барьеров
В части улучшения институтов предпринимательской деятельности ведётся работа по совершенствованию законодательства по упрощению условий ведения бизнеса, создания институтов, обеспечения необходимого качества правоприменения.
Результаты этой работы положительно отразились на позиции России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В 2015 году Россия заняла 51-е место, поднявшись на 11 пунктов, продолжив пятилетнюю положительную динамику движения в рейтинге.
В 2015 году Россия вошла в 10 лучших стран в рейтинге по направлениям «регистрация собственности» (8-е место) и «обеспечение исполнения контрактов» (5-е место), а также в 50 лучших стран по показателям «подключение к системе электроснабжения» (29-е место), «регистрация предприятий» (41-е место), «кредитование» (42-е место) и «налогообложение» (47-е место). Россия также вошла в пятёрку стран, где реализовано наибольшее количество мер по улучшению условий ведения бизнеса.
В 2015 году принят Федеральный закон 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,направленный на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики, повышения качества, предоставляемых населению услуг. Закон вступил в силу 1 января 2016 года. При этом впервые допускается возникновение частной собственности на создаваемые или реконструируемые объекты общественной инфраструктуры. Инвестором обеспечивается полное или частичное финансирование создания такой инфраструктуры и эксплуатации объекта в соответствии с его целевым назначением.
По итогам 2015 года реализуется более 1,2 тыс. проектов государственно-частного партнёрства в социальной сфере (более 200 проектов), в коммунальной сфере (более 420 проектов), в энергетической сфере (более 500 проектов), в транспортной (более 90 проектов).
Реализация 11 «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы стала примером нового формата взаимодействия бизнеса и органов государственной власти.
К концу 2015 года реализация «дорожных карт» по четырём направлениям (регистрация предприятий, развитие конкуренции, совершенствование регуляторной среды и доступ субъектов МСБ к закупкам) завершена, исполнено 179 мероприятий.
Продолжается реализация «дорожных карт» в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, содействия экспорту, совершенствования оценочной деятельности и налогового администрирования. К концу года исполнено 84% мероприятий, по которым наступил срок исполнения (фактически 73% общего количества мероприятий реализуемых «дорожных карт»).
Для исполнения «дорожных карт» к настоящему моменту принято свыше 450 правовых актов, в том числе 80 федеральных законов.
К примеру, в сфере жилищного строительства принят исчерпывающий перечень процедур. Если раньше число согласований и их виды отличались в различных регионах в несколько раз, теперь перечень устанавливает предельное число согласований и разрешений вне зависимости от субъекта.
Ряд административных процедур переведён в электронный вид, что упрощает предоставление услуг для бизнеса. Так, например, установлена возможность подачи в электронном виде заявления о регистрации прав на недвижимость, обеспечена возможность направления заявок на технологическое присоединение через интернет, внедрена технология автоматической регистрации таможенной декларации.
Совершенствуется система государственной регистрации юридических лиц в электронном виде – внедрена система отправки информации по этапам рассмотрения заявления о государственной регистрации на Едином портале государственных услуг.
Для повышения доступности энергетической инфраструктуры для бизнеса установлен уведомительный порядок ввода в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства с напряжением до 20 кВ включительно, исключающий необходимость согласований с органами технического контроля. В таможенной сфере удалось существенно сократить количество документов, которые необходимы для декларирования, а также время на таможенные операции.
В части поддержки экспорта ключевыми решениями стали создание Российского экспортного центра, который предоставляет поддержку экспортёрам в режиме одного окна, запуск программы Росэксимбанка по предоставлению кредитов с субсидированной процентной ставкой на поддержку выпуска высокотехнологичной продукции, разработка комплекса мероприятий по упрощению розничной и мелкооптовой экспортной торговли, упрощение порядка предоставления документов для подтверждения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость.
Впервые в сфере регистрации прав на имущество и права собственности создана электронная система подачи документов. Срок регистрации права собственности сократился до 10 рабочих дней. Это одна из наиболее продвинутых практик даже в мировом масштабе – по данному показателю Россия заняла 8-е место в рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса.
Значительно упростился процесс регистрации новых компаний – отменена предварительная оплата уставного капитала для ООО.
Установлена
обязательная квота закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства
для госкомпаний в размере не менее 18% годового объёма. Федеральная корпорация
по развитию малого и среднего бизнеса теперь сможет мониторить действия
региональных властей в сфере закупок товаров и услуг у небольших предприятий.
По результатам мониторинга будет формироваться сводный отчёт, который станет
основой для подготовки предложений по совершенствованию доступа малого и
среднего бизнеса к государственным закупкам.
Контрактная система в сфере закупок
В 2015 году размещено извещений о закупках на сумму более 6,6 трлн рублей. Общий объём заключённых контрактов составил 5,3 трлн рублей. В контрактной системе функционируют более 330 тыс. государственных и муниципальных заказчиков и около 500 тыс. поставщиков, что делает её одной из крупнейших хозяйственных систем страны. В структуре ВВП страны государственные закупки составляют более 10%.
Максимальный объём контрактов был заключён в IV квартале 2015 года. В декабре объём контрактования составил 892 млрд рублей, что более чем в два раза превысило среднемесячное значение. Такое неравномерное контрактование обусловлено заключением в конце года контрактов в рамках лимитов следующего года, что является положительным фактором.
Формирование и развитие институтов контрактной системы позволило добиться положительной динамики экономии денежных средств. Общий объём экономии бюджетных средств по итогам произведённых процедур увеличился на 7,3% по сравнению с 2014 годом и составил 321 млрд рублей.
Среднее количество участников закупок на торгах увеличилось с 2,5 до 3.
Контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов малого предпринимательства. Так, в качестве оплаты только по прямым контрактам малому бизнесу было направлено более 490 млрд рублей, что на 41% превышает аналогичный показатель 2014 года. По предварительным оценкам, с учётом субподрядных договоров установленная 15-процентая квота закупок у малого бизнеса выполнена в полном объёме.
В 2015 году более чем на 90% завершено формирование основных институтов контрактной системы – нормирования, обоснования и планирования закупок, их информационного обеспечения, общественного обсуждения крупных закупок, контроля, мониторинга, аудита и профессиональной подготовки в этой сфере.
Общий объём процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), объявленных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», увеличился по сравнению с 2014 годом на 23% и достиг 23,1 трлн рублей, что составляет более 30% ВВП страны. На топ-5 крупнейших заказчиков приходится 70% всех закупок. Объём закупок одного крупнейшего заказчика составляет более 4,5 трлн рублей и сопоставим с общим объёмом закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такие объёмы закупок влияют как на макроэкономические показатели, так и на состояние конкуренции на отраслевых рынках.
Более 95% закупок осуществляется на неконкурентной основе. Это закупки у единственного поставщика, которые составляют более 40%, и закупки с применением иных способов, которые составляют более 55% от общего объёма закупок в 2015 году. Отсутствие в 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется более 3500 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.
В 2015 году в сфере закупок товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц были приняты изменения: введена АО
«Корпорация МСП», определён обязательный для заказчиков годовой объём закупки
инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, определён перечень
заказчиков, проекты планов закупки которых подлежат оценке соответствия
требованиям законодательства. Кроме того, создан механизм координации закупок
импортного оборудования, работ и услуг за рубежом в рамках крупных
инвестиционных проектов, реализуемых компаниями с государственным участием, а
также инвестиционных проектов с господдержкой. Установлена обязанность
использования заказчиками при формировании планов закупки публикации извещений,
внесения сведений в реестр договоров Общероссийского классификатора видов
экономической деятельности (ОКВЭД 2) и Общероссийского классификатора продукции
по видам экономической деятельности (ОКПД 2).
Контрольно-надзорная деятельность
В апреле 2015 года Правительством определён порядок формирования и ведения единого реестра проверок. Документ начал действовать с 1 июля 2015 года, и в него вносятся сведения о проверках, проводимых при федеральном государственном контроле (надзоре).
В июле 2015 года в законодательство внесены изменения, направленные на применение при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля системы оценки рисков потенциальной опасности, осуществляемой хозяйствующими субъектами, и используемых ими производственных объектов.
С 1 января 2016 года установлен запрет на проведение в течение трёх лет плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трёх лет не выявлено существенных нарушений требований законодательства. Определён порядок подачи субъектами малого предпринимательства заявлений об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
В ноябре 2015
года в законодательство введён запрет на истребование контрольно-надзорными
органами у хозяйствующих субъектов при организации и проведении проверок
документов и (или) информации, включённых в установленный перечень, которые
могут быть получены путем межведомственного взаимодействия у государственных
органов, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций.
Оценка регулирующего воздействия
В 2015 году Минэкономразвития России подготовлено 1125 заключений об оценке регулирующего воздействия (ОРВ). 38% проектов актов по результатам ОРВ были признаны затратными и не соответствующими целям регулирования. Регионами России в 2015 году подготовлено более 5500 заключений об ОРВ, более 15% из которых – отрицательные.
В 2015 году запущен единый интернет-портал
об ОРВ (orv.gov.ru) для
распространения общих знаний и подходов к проведению ОРВ среди заинтересованных
лиц. Портал содержит максимально полную и актуальную информацию
об оценке регулирующего воздействия как на федеральном, так и на региональном
уровне, а также предоставляет возможность дистанционного обучения.
Повышение доступности энергетической инфраструктуры
В рейтинге Doing Business по результатам официального отчёта Всемирного банка по итогам 2015 года Россия поднялась на 29-е место по критерию доступности энергетической инфраструктуры, продвинувшись за год на 114 позиций с 143-го места (53-го места по результатам ретроспективного перерасчёта по новой методологии Всемирного банка).
Достижения, отмеченные в рейтинге Doing Business, стали возможными благодаря продолжающейся работе по совершенствованию нормативной правовой базы. В частности, изменения позволили облегчить условия для выполнения требований по срокам проведения технологического присоединения для электросетевых компаний. При активном участии Минэнерго России была обеспечена консолидация усилий для скорейшего внедрения преобразований в практику деятельности сетевых организаций. В 2016 году внедрён режим одного окна для заявителя – и договор купли-продажи электроэнергии, и оформление услуги по техприсоединению теперь производятся в офисе сетевой организации.