Справка к совещанию о перспективах развития транспортного машиностроения.
Железнодорожное машиностроение является высокотехнологичной отраслью, обеспечивающей высокий уровень добавленной стоимости при производстве железнодорожного подвижного состава, а также влияющей на поддержание спроса на продукцию в смежных отраслях.
По итогам 2015 года рынок железнодорожного подвижного состава превысил 174 млрд рублей: произведено свыше 29,9 тыс. грузовых вагонов, 167 секций магистральных тепловозов, 170 ед. промышленных и маневровых тепловозов, 412 магистральных пассажирских вагонов.
Импорт грузовых вагонов за 2015 год по отношению к 2014 году уменьшился на 79,9% и составил 1,4 млрд рублей, экспорт увеличился в восемь раз и составил 9,7 млрд рублей.
В целях поддержки транспортного машиностроения в 2015 году предприятиям были предоставлены следующие субсидии:
- на стимулирование спроса при приобретении инновационных вагонов, что позволило дополнительно поставить на ж/д линии порядка 10 тыс. инновационных вагонов (постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года №1223);
- на технологическое перевооружение предприятий транспортного машиностроения (постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 года №262);
- на стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции транспортного машиностроения (постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2012 года №1302);
- из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года №35);
- 24 организациям транспортного машиностроения на уплату процентов по кредитам на оборотные средства (постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года №214).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 22 августа 2015 года Правительство Российской Федерации утвердилопрограмму поддержки отрасли транспортного машиностроения на 2016 год(распоряжение от 21 января 2016 года №57-р).
Мероприятия программы направлены на формирование комплексного подхода к развитию отрасли транспортного машиностроения. Предусмотрена разработка механизмов по субсидированию предприятиям транспортного машиностроения части затрат, связанных с производством инновационного грузового железнодорожного подвижного состава, что позволит повысить эффективность его продаж. Также предусматривается субсидирование покупателям продукции вагоностроения части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава, с целью уменьшения риска роста ставки на услуги операторов железнодорожного подвижного состава в связи с необходимостью приобретения новых вагонов.