Справка к совещанию об инновационном развитии медицины с использованием механизмов государственно-частного партнёрства.
В целях правового обеспечения инновационного развития здравоохранения принят Федеральный закон от 8 марта 2015 года №55-ФЗ «Об организации медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации». В первом чтении Государственной Думой принят законопроект «О биомедицинских клеточных продуктах».
В соответствии со Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №2580-р) Минздравом России:
- сформирован Межведомственный совет по медицинской науке, который является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, научных организаций в рамках реализации;
- сформированы 14 медицинских научных платформ: регенеративная медицина, кардиология и ангиология, микробиология, иммунология, профилактическая среда, педиатрия, репродуктивное здоровье, неврология, инновационные фундаментальные технологии в медицине, инвазивные технологии, эндокринология, онкология, фармакология, психиатрия и зависимости;
- подготовлено 110 научно-инновационных проектов. По 28 научным проектам Минздравом России начато финансирование за счёт средств федерального бюджета в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» на 2013–2020 годы;
- сформированы два научно-образовательных пилотных кластера на базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова и Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А.Алмазова. Проводится работа по созданию кластерной структуры на базе Сибирского государственного медицинского университета в Томске.
На территории Сибирского федерального округа сосредоточен значительный медицинский, научный и образовательный потенциал, включая 19 федеральных государственных учреждений, подведомственных Минздраву России, 20 учреждений медицинской науки, подведомственных ФАНО России, и 2 учреждения науки, подведомственных ФМБА России.
В рамках интеграции биомедицинской науки в практическое здравоохранение и реализации мероприятий по импортозамещению зарегистрировано 3 и находятся на стадии регистрации 41 инновационный лекарственный препарат, медицинских изделий зарегистрировано 13, находятся на стадии регистрации 50, в том числе роботизированные медицинские системы: зарегистрирована 1, на стадии регистрации – 3.
Так, в инновационном центре на базе Новосибирского научно-исследовательского института патологии кровообращения им. академика Е.Н.Мешалкина ведётся разработка синтетического клапана сердца на основе многослойных 3D-матриксов нового поколения из полимеров, их смесей с биологически активными молекулами.
На базе Новосибирского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Я.Л.Цивьяна в соответствии сраспоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2015 года №454-р создана первая концессия на федеральном уровне в отношении объекта здравоохранения федеральной собственности, в рамках которой создаются конкурентоспособные производства в сфере травматологии, ортопедии и нейрохирургии с производственной мощностью в течение срока его использования не менее 53 тыс. единиц медицинских изделий, компоновочных узлов и сырьевых компонентов в год.
В целях развития государственно-частного партнёрства Президентом Российской Федерации 13 июля 2015 года подписан Федеральный закон №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральный закон содержит унифицированные подходы к правовому регулированию отношений, возникающих в связи с заключением соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве, регламентируется возможность использования сторонами соглашений различных форм участия и их сочетаний в зависимости от целей конкретного проекта.
Согласно закону, если совокупный объём госинвестиций в таком проекте превышает объём частных инвестиций, то при прекращении соглашения обязательной является передача объекта соглашения в публичную собственность.
Также установлено, что любое имущество, передаваемое частному партнёру по соглашению, должно быть свободно от прав третьих лиц: частный партнёр не вправе передавать в залог объект соглашения и (или) свои права по соглашению, за исключением их использования в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед финансирующим лицом при наличии прямого соглашения.
По состоянию на июль 2015 года в Российской Федерации в сфере здравоохранения на различных этапах реализации находится 60 проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП) в 29 субъектах Российской Федерации, причём около половины из них – с использованием механизмов концессии.
Для повышения внимания регионов к созданию условий для привлечения инвестиций в сферу развития инфраструктуры и реализации проектов в сфере ГЧП в 2014 году в перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) и в методику определения целевых значений показателей оценки эффективности руководителей включён показатель «Уровень развития сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации».