Справка к заседанию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
В целях формирования в Российской Федерации высокоэффективной инновационно ориентированной системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы распоряжением Правительства Российской Федерации №1039-р от 21 июня 2010 года утверждена Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года.
В 2014 году прирост запасов превысил уровень добычи по ряду стратегических полезных ископаемых и составил: по газу – 1250 млрд куб. м, по нефти – 750 млн т, углю – 650 млн т, меди – 1,352 млн т, свинцу – 234 млн т, золоту – 437 т.
Государственным балансом учтено свыше 20 тыс. месторождений полезных ископаемых (без учёта общераспространённых), в которых сосредоточено около 8% мировых запасов нефти, около 10% золота и серебра, 25% газа и палладия, 20% угля, 34% алмазов, 27% калийных солей, 15% железных руд, 13% никеля, значительные объёмы других стратегически важных видов минерального и нетрадиционных видов энергетического сырья, подземных пресных и промышленных минеральных вод.
Сегодня основные объёмы геолого-разведочных работ выполняются инновационно активными предприятиями с государственным участием, такими как ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз».
С целью совершенствования государственного управления в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы посредством оптимизации организационной структуры геологической отрасли создано ОАО «Росгеология» (указы Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года №957 и от 19 февраля 2015 года №81).
Государственная поддержка создания и внедрения инновационных технологий в минерально-сырьевом комплексе осуществляется на основе прямого бюджетного финансирования НИОКР с привлечением институтов развития, создания мотивационных условий для разработки и использования современных технологий, реализации компаниями с преимущественным государственным участием программ инновационного развития.
По линии Минобрнауки России в рамках исполнения федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых выполнено 137 научно-исследовательских и 23 опытно-конструкторских работы на общую сумму порядка 8,3 млрд рублей.
В рамках исполнения заданий государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» выполнено 7 НИОКР в сфере геологоразведки и добычи с общим объёмом финансирования 2,8 млрд рублей. Основными исполнителями разработок выступили учреждения Российской академии наук, отраслевые научные организации и высшие учебные заведения.
Участие научных, учебных и иных организаций в разработке и внедрении инноваций обеспечивается также в рамках двух технологических платформ, имеющих непосредственное отношение к проблеме геологического изучения недр, поисков, оценки: «Технологическая платформа твёрдых полезных ископаемых», «Технологии добычи и использования углеводородов».
Значительное количество профильных проектов поддержано также по линии институтов развития (фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО «РВК», Внешэкономбанк, Фонд развития промышленности, ОАО «Роснано»).
Одним из важнейших инструментов инновационного развития в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых являются программы инновационного развития крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса России. В частности, ОАО «НК “Роснефть”» инициировало целевые инновационные проекты, по результатам выполнения которых планируется разработать технологии для эффективного использования свыше 220 млрд куб. м попутного нефтяного газа, а также достигнуть уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.
Особое внимание Правительством уделяется развитию отечественных инновационных технологий, программного обеспечения и сервисной инфраструктуры в сфере добычи полезных ископаемых. В частности, реализуется план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение инновационных технологий и современных материалов в топливно-энергетическом комплексе» на период до 2018 года (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года №1217-р); план мероприятий по снижению зависимости российского ТЭКа от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, услуг (работ) иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года №2195-р).
Также Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализуется комплекс общих мер, направленных на реализацию импортозамещения.
В части экономического стимулирования в сфере освоения и геологического изучения недр в 2013 году был принят ряд мер налогового и таможенно-тарифного регулирования деятельности по добыче углеводородов на континентальном шельфе, приняты налоговые льготы по налогу на прибыль, на имущество и на добычу полезных ископаемых по приоритетным инвестиционным проектам на Дальнем Востоке. Понижена ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти. Федеральными законами урегулированы вопросы использования в целях геологического изучения недр земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений и проявлений как на федеральном уровне, так и на территориальном уровне, а также расчёта суммы сбора за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования недрами.
Для повышения инвестиционной привлекательности геолого-разведочных работ Минприроды России в 2014 году приняты изменения в порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, которые устанавливают для всех недропользователей право бесконкурсного получения лицензии (заявительный принцип) на геологическое изучение участков недр, в пределах которых отсутствуют локализованные прогнозные ресурсы категории.