Справка к заседанию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 17 февраля 2015 года.
С 1 октября 2014 года вступили в силу изменения части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие совершенствование норм, касающихся интеллектуальной собственности.
В частности, правообладателю предоставлена возможность требовать от нарушителя за нарушения исключительного права вместо возмещения убытков выплаты компенсации до 5 млн рублей, установлен открытый перечень объектов, которые не являются изобретениями и полезными моделями, уточнено понятие секрета производства (ноу-хау).
Правительством Российской Федерации утверждены правила разработки государственными заказчиками типовых контрактов и их типовых условий, установлены гарантированные ставки авторских вознаграждений, уточнены правила управления государственными заказчиками правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в части передачи интеллектуальной собственности от государства разработчикам.
Минтрудом России утверждён профессиональный стандарт «Специалист по патентоведению», а Минобрнауки России – федеральный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Управление интеллектуальной собственностью» (магистратура).
Российская Федерация на Дипломатической конференции в Женеве 2 июля 1999 года подписала Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов. Соответствующие изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации для применения Гаагской системы в Российской Федерации вступили в силу с 1 октября 2014 года. Ратификация Гаагского соглашения позволит российским компаниям оперативно обеспечивать эффективную защиту объектов промышленного дизайна товаров и устройств, в том числе при продажах продукции за рубежом.
Основу механизма управления интеллектуальной собственностью и обеспечения защиты прав на неё составляют мероприятия по созданию (выявлению), обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, а также их использованию.
В Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности в основном создаются в ходе реализации государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, на которые государством выделяются значительные бюджетные ассигнования.
Учёт указанных результатов в гражданской сфере осуществляется в Единой государственной информационной системе учёта научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, в которой учитываются результаты, полученные по итогам исполнения государственных контрактов или государственных заданий, а также на добровольной основе включаются результаты, полученные с привлечением средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.