Справка к совещанию в Иваново.
По итогам работы за январь – август 2014 года темп роста индекса физического объёма текстильного и швейного производства составил 102,6% (за аналогичный период 2013 года темп роста составлял 105%).
Темп роста объёма выпуска продукции текстильного производства (в натуральном выражении) в январе – августе 2014 года к аналогичному периоду 2013 года составил 95%, в том числе темп роста производства всех видов тканей составил 95,1%, тканей из искусственных и синтетических волокон и нитей – 102,3%.
По данным ФТС России, экспорт товаров лёгкой промышленности (с учётом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) за январь – июль 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 6,4% (с 0,9 млрд долларов до 0,8 млрд долларов) преимущественно за счёт укрепления на внутреннем рынке позиций отечественных производителей.
Импорт товаров лёгкой промышленности снизился на 6,3% (с 11 млрд долларов до 10 млрд долларов).
За первое полугодие 2014 года предприятиям лёгкой промышленности оказана государственная поддержка в виде субсидий на возмещение части затрат на закупку сырья и материалов (445,6 млн рублей), субсидий на возмещение части затрат на техническое перевооружение (54,4 млн рублей), субсидий на возмещение части затрат на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (14,5 млн рублей).
Также предприятия ежегодно привлекают кредиты на закупку сырья и материалов в объёме 10–12 млрд рублей (в основном это краткосрочные кредиты или возобновляемые кредитные линии).
Кредитные ресурсы превышают 50% в объёме средств, расходуемых предприятиями текстильной и лёгкой промышленности на приобретение сырья и материалов. Поддержка государства в виде субсидирования процентных ставок по кредитам позволяет предприятиям лёгкой промышленности привлекать дополнительные денежные средства в оборотный капитал, повышать на 2–5% рентабельность продукции, снижать себестоимость на 5–8%, а также стимулирует кредитные организации направлять финансовые ресурсы в реальный сектор.
Предприятия лёгкой промышленности также привлекают кредиты на осуществление технического перевооружения и модернизацию, реализацию инвестиционных проектов.
Вместе с тем в отрасли сохраняются такие негативные факторы, как ухудшение сырьевого обеспечения (в основном в части ассортимента и качества сырьевых ресурсов (льна, шерсти, химических волокон и нитей, кожевенного сырья), а также красителей), старение производственных мощностей (более половины имеет срок эксплуатации 15–20 лет и выше), неспособных осваивать прогрессивные технологии, низкая степень обновления (3–5%) технологического оборудования, высокая конкуренция на рынке.
Инструментом поддержки и развития отечественных предприятий лёгкой промышленности и повышения качества материалов и комплектующих является в первую очередь обеспечение государственного оборонного заказа.
Так, в результате принятия постановления Правительства от 30 марта 2012 года №269 «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти» доля материалов отечественного производства, поставляемых для силовых ведомств, увеличилась с 30% в 2011 году до 85% в 2013 году.
Кроме того, постановлением Правительства от 11 августа 2014 года №791 «Об установлении запрета на допуск товаров лёгкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» определён перечень товаров лёгкой промышленности, закупка которых осуществляется у отечественных производителей.
Перспективным направлением в текстильной промышленности является также производство инновационных льняных материалов для различных сфер применения – композитов, изделий медицинского и санитарно-гигиенического назначения, нетканых материалов, льняной и хлопкольняной ваты, геотекстиля, строительных утеплителей, изоляционных материалов, одёжных, бытовых и технических льняных тканей, а также продукции двойного назначения для военно-промышленного комплекса.
Специализированные предприятия по переработке льна действуют в Новосибирской (ООО «Льно-джутовая компания»), Омской (ООО «ЛенОм»), Смоленской (Смоленский льняной кластер), Вологодской (АПК «Вологодчина»), Тверской (ООО «Тверская агропромышленная компания»), Костромской (ООО «Премиум») областях.
В 2013 году Минсельхозом отобраны девять региональных программ по развитию производства и переработки льна, которые профинансированы из средств федерального бюджета в объёме 274,7 млн рублей, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации – в объёме 239,9 млн рублей.
В 2014 году также отобрано девять региональных программ по развитию производства и переработки льна. На реализацию мероприятий этих программ предусмотрены средства федерального бюджета в объёме 250 млн рублей и средства бюджетов субъектов Российской Федерации в объёме 268,7 млн рублей.