Работа Правительства в цифрах и фактах. В Российской Федерации функционирует более 104,5 тыс. образовательных учреждений разного типа (без учёта филиалов, зарегистрированных в качестве юридических лиц). К новому, 2014–2015, учебному году введены в эксплуатацию 582 образовательные организации, в том числе 55 общеобразовательных школ.
Высшее профессиональное образование
Основные новации 2014-2015 учебного года
К началу нового, 2014–2015, учебного года в Российской Федерации функционирует около 43 тыс. муниципальных и государственных организаций общего образования.
Численность учащихся общеобразовательных школ в 2014–2015 учебном году составит около 14 млн человек.
Численность первоклассников – около 1,6 млн человек, что на 140 тыс. детей больше, чем в 2013 году (в том числе 120 тыс. первоклассников за счёт демографического прироста и 20 тыс. первоклассников Республики Крым и г. Севастополя). В 2013 году численность первоклассников составляла 1,44 млн человек, в 2012 году – 1,33 млн человек.
По данным субъектов Федерации, в 2014–2015 учебном году в одну смену будет работать 74,8% общеобразовательных организаций; в две смены – более 24,55% общеобразовательных организаций, количество обучающихся в них составит около 20,19%; в три смены начнут работать 83 организации (0,27%), количество обучающихся в них составит 0,37% от общего числа обучающихся в дневных общеобразовательных организациях.
Обеспечение горячим питанием в 2014–2015 учебном году составит на ступени начального общего образования 95%, на ступени основного общего образования – 76%, на ступени среднего общего образования – 62%.
По информации Минобрнауки России, 57 субъектов Федерации отчитались об обеспеченности на 100% учебниками и учебными пособиями обучающихся, включая регионы Крыма.
В необходимых количествах было закуплено соответствующее учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, транспорт.
В 10,7 тыс. школ обучение осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий.
94,3% от общего количества общеобразовательных организаций подключено к сети Интернет.
Численность педагогических работников общеобразовательных организаций составляет 1,2 млн человек.
По информации Минобрнауки России, дефицит педагогических кадров составляет 2,8% от общего числа педагогических работников (на уровне 2013 года). Наибольший дефицит кадров по следующим учебным предметам: физика, иностранный язык, математика; также имеется дефицит учителей начальных классов.
По данным Росстата, средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций в Российской Федерации за январь–июнь 2014 года составляет 33,9 тыс. рублей (107,7% от средней по экономике Российской Федерации за этот же период). 79 субъектов Федерации обеспечили доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений за январь–июнь 2013 года составляла 28,9 тыс. рублей (100,6% от средней по экономике за этот же период), в 2012 году (январь–июнь) – 21,4 тыс. рублей (76% от средней заработной платы в Российской Федерации), в 2011 году – 15,1 тыс. рублей.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются практически в 10,5 тыс. организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в сфере образования действует 7,5 тыс. организаций.
Функционирует 448 туристических баз и детских оздоровительных учреждений (лагерей).
По программам дополнительного образования занимается свыше 8,4 млн детей, в том числе в системе образования – около 7,1 млн детей. По оценке Минобрнауки, в настоящее время охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 60%.
В системе дополнительного образования детей работает свыше 218 тыс. педагогов, из них более 20% – пенсионного возраста.
По данным Росстата, средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в Российской Федерации за январь–июнь 2014 года составляет 26,3 тыс. рублей (76,7% от средней заработной платы учителей в субъекте Федерации за этот же период).
К началу нового, 2014–2015 учебного года в Российской Федерации функционирует около 4 тыс. профессиональных образовательных организаций, в том числе около 1,1 тыс. профессиональных образовательных организаций, которые реализуют только программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также порядка 400 государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (СПО).
Общий контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования составляет 2,8 млн человек, в том числе в профессиональных образовательных организациях – 2,3 млн человек, в организациях высшего образования – 0,5 млн человек.
По профессиям СПО обучается 0,8 млн человек, по специальностям СПО – около 2 млн человек.
План приёма в 2014 году на профессии СПО составляет около 440 тыс. человек, на специальности СПО – 630 тыс. человек.
В профессиональных образовательных организациях работает около 400 тыс. штатных работников.
По данным Росстата, средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций профессионального образования в Российской Федерации за январь–июнь 2014 года составляет 29,7 тыс. рублей (94,5% от средней по экономике Российской Федерации за этот же период).
Высшее профессиональное образование
В Российской Федерации функционирует более 900 образовательных организаций высшего образования и более 1350 филиалов.
Общий контингент обучающихся по образовательным программам высшего образования составляет 5,6 млн человек. В 2013–2014 учебном году функционировало 969 образовательных организаций высшего образования и 1480 филиалов. По программам высшего образования обучались 5,647 млн студентов.
В соответствии с установленными контрольными цифрами приёма в 2014 году должны быть приняты на обучение за счёт федерального бюджета 484,8 тыс. человек (в 2013 году – более 490,7 тыс. мест), в том числе 397,8 тыс. человек – по очной форме обучения.
Приём на обучение за счёт средств федерального бюджета в 2014 году ведут 534 вуза.
Общий бюджетный приём по очной форме обучения на программы бакалавриата и специалитета составил 300 тыс. человек (93% от установленного объёма контрольных цифр приёма).
Средний конкурс по России составил 8,8 заявления на место.
По данным Росстата, средняя заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего образования за январь–июнь 2014 года составляет 45,4 тыс. рублей (144,2% от средней по экономике Российской Федерации за этот же период).
Среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского состава достигла целевого значения (125% среднемесячной заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации), установленного на 2014 год распоряжением Правительства от 26 ноября 2012 года №2190-р, в 72 субъектах Российской Федерации.
Основные новации 2014–2015 учебного года
С 2014–2015 учебного года завершается переход на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на уровне начального общего образования (1–4 классы). Продолжается введение стандартов основного и среднего общего образования, а также дошкольного образования в пилотных образовательных организациях (по мере готовности). Полностью переход на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на всех уровнях общего образования будет завершен в 2021 году.
Более 100 образовательных организаций в 24 субъектах Российской Федерации начнут апробацию федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с изменениями, внесёнными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в июне 2014 года, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают типовые требования к одежде обучающихся.
Внесены изменения в порядок проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, в том числе в части проведения с 2014–2015 учебного года итогового сочинения, результаты которого могут учитываться при приёме в образовательные организации высшего образования. Пять общих направлений тем сочинений будут опубликованы к началу учебного года.
Кроме того, предусматривается возможность неоднократного прохождения государственной итоговой аттестации по отдельным учебным предметам (в том числе после 10 и 11-го классов).
Ведётся работа по совершенствованию контрольно-измерительных материалов, в том числе по предоставлению возможности выбора уровня сложности экзамена.
В течение 2015 года должна быть решена задача по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от трёх до семи лет.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации начата работа по оценке потребности в увеличении мест в общеобразовательных организациях.