Виноградарство – высокоинтенсивная, доходная и одновременно и капиталоёмкая отрасль агропромышленного комплекса. Финансовые средства, вложенные в закладку виноградников, на четыре года отвлекаются из оборота. Кроме того, на этот период требуются значительные финансовые ресурсы на уход за молодыми насаждениями.
В настоящее время в Российской Федерации выращиванием винограда занимается около 280 специализированных и фермерских хозяйств, из них 61 имеет мощности по первичной переработке винограда. По данным Союза виноградарей и виноделов России, в отрасли занято не менее 86 тыс. человек.
В 2009–2013 годах среднегодовая площадь виноградных насаждений (без учёта Крымского федерального округа) составляла 62,4 тыс. га, из которых в плодоносящем возрасте находилось около 46 тыс. га (73,8%). В стране потенциально пригодны для виноградарства 300–350 тыс. га земель.
В Республике Крым среднегодовая площадь виноградных насаждений в 2009–2013 годах составляла 31,58 тыс. га (из них 56,4% – в плодоносящем возрасте), в г. Севастополе – 5,57 тыс. га (из них 90,5% – в плодоносящем возрасте).
99% площадей виноградных насаждений сконцентрированы в Республике Крым, Краснодарском крае, Республике Дагестан, Ставропольском крае, г. Севастополе, Ростовской области, Чеченской и Кабардино-Балкарской республиках.
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (госпрограмма) предусматриваются следующие мероприятия по государственной поддержке производителей отечественного винограда:
- субсидирование части затрат на закладку и уход за виноградниками, направленных на сохранение и развитие виноградарства;
- субсидирование строительства, реконструкции и модернизации прививочных комплексов, технической и технологической модернизации питомников;
- финансирование мероприятий научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на разработку новых сортов и эффективных технологий возделывания винограда, проведение клоновой селекции автохтонных сортов винограда и формирование базы виноградопригодных земель;
- предоставление субсидий на осуществление страхования рисков утраты (гибели) урожая виноградников, утраты (гибели) посадок виноградников.
Общий объём средств на реализацию мероприятий по развитию виноградарства в рамках госпрограммы за восемь лет составит 2,85 млрд рублей. Дополнительно на эти цели в 2014 запланировано выделение 147,6 млн рублей Крымскому федеральному округу.
Госпрограммой предусмотрены меры по сохранению площадей промышленных виноградников на уровне 60 тыс. га, ежегодной их закладки на площади не менее 4 тыс. га и объёмов производства винограда на уровне 372 тыс. т в год.
Кроме того, Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 июля 2013 года №585 «О внесении изменений в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители», в соответствии с которым вина виноградные, шампанские и игристые, произведённые сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда, выращенного и переработанного ими на территории Российской Федерации, отнесены к сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время в Российской Федерации производством и оборотом винодельческой продукции (коньяк, напитки коньячные, вина игристые (шампанские), вина, ликерные вина, винные напитки, а также виноматериалы) занимается 226 организаций, из которых 114 организаций используют для производства винодельческой продукции виноматериал, произведённый из собственного или закупленного винограда.
В последние годы на многих винодельческих заводах проводится работа по улучшению технологии производства продукции. Перерабатывающие предприятия оснащаются современным технологически высокоэффективным оборудованием, заводы устанавливают импортные линии стерильного холодного розлива, что позволяет расфасовывать сухие и полусладкие вина без снижения их качества. Вся винодельческая продукция разливается только в новые бутылки. В технологии производства продукции происходит возврат к дубовой таре.
С целью развития винодельческой отрасли в Российской Федерации ведётся работа по совершенствованию нормативной правовой базы:
- внесены изменения в законодательство Российской Федерации с целью разграничения понятий «вино» и «винный напиток» (в соответствии с мировой практикой вином признана продукция, которая производится исключительно из винограда без добавления этилового спирта);
- направлен для принятия в Евразийскую экономическую комиссию проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции», содержащий термины винодельческой продукции, гармонизированные с аналогичными терминами регламента Европейского союза по общей организации рынка винодельческой продукции и спиртных напитков;
- разработаны методики по идентификации винодельческой продукции, позволяющие лабораторными методами выявлять факты фальсификации винодельческой продукции (использование нерегламентируемых красителей, вкусовых и ароматических добавок, разбавление вина водой, добавление этилового спирта не виноградного происхождения в винодельческую продукцию), а также идентифицировать регион происхождения вина.
Кроме того, Правительством Российской Федерации утверждён комплекс мер, направленных на развитие виноградарской и винодельческой отраслей Российской Федерации, в рамках которого Росалкогольрегулированием и Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготавливаются изменения в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предусматривающие возможность производства и оборот вина крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, выращивающими виноград, а также оптимизацию лицензионных требований в отношении указанных производителей.