Группа компаний «Автотор» образована в 1994 году. Проект производства автомобилей, в который до настоящего времени вместе с иностранными партнёрами было инвестировано более 440 млн евро, создавался под условия особой экономической зоны в Калининградской области.
Ежегодно «Автотор» производит около 250 тыс. автомобилей и занимает по этому показателю второе место в России после АвтоВАЗа, а по количеству производимых автомобилей иностранных брендов (BMW, GM (Opel, Chevrolet, Cadillac), KIA, Hyundai) – первое место в России. В рейтинге непубличных компаний России группа компаний занимает 15-е место.
В настоящее время одновременно производится 33 различные модели автомобилей.
Действующее автопроизводство является одной из основных составляющих экономики региона. Объём промышленного производства составляет 60–65% объёма промышленного производства Калининградской области. При относительно небольшом количестве рабочих мест на предприятиях «Автотора» (около 4 тыс. человек) автопроизводство обеспечивает загрузку свыше 71% мощностей морского порта г. Балтийска и порта г. Калининграда, 53% оборота Калининградской железной дороги, более 250 предприятий малого и среднего бизнеса.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 23 декабря 2010 года №ВП-П9-67пр о развитии автомобилестроения в Калининградской области после 2016 года был разработан и принят к реализации проект создания кластера полнопрофильных автомобильных производств в Калининградской области.
Реализация проекта позволит не только избежать негативных последствий закрытия действующих автозаводов «Автотора» после окончания действия льгот по беспошлинному ввозу автокомпонентов (1 апреля 2016 года), но и фактически заново создать на новой территории гринфилда (сельскохозяйственных земель площадью около 2 тыс. га) высокотехнологичную автопромышленность, что повлечёт за собой серьёзное укрепление и развитие экономики региона.
В 2013–2020 годах планируется:
· реализовать проект промышленной сборки автомобилей мощностью до 250 тыс. автомобилей в год (350 тыс. – в три смены);
· обеспечить 50-процентный уровень локализации производства;
· обеспечить поставку до 20% автомобилей и 40% автокомпонентов на экспорт;
· построить совместные предприятия – не менее пяти автозаводов полного цикла автопроизводства (BMW, GM (Opel, Chevrolet, Cadillac), KIA, Hyundai), около 16 заводов по производству автокомпонентов (с ведущими мировыми производителями Magna, Lear и так далее), международные образовательный и научно-инженерный центры, портовый контейнерный и автомобильный терминалы. Планируется создать около 40 совместных предприятий с иностранными партнёрами (Германия, США, Южная Корея, Япония, Англия, Чехия, Словакия, Китай и так далее).
Для работников новых предприятий в непосредственной близости от промышленной площадки будет построен новый жилой район Калининграда на 50 тыс. жителей.
Производственно-технологическая часть концепции проекта разработана канадско-австрийской компанией Magna, которой принадлежит 40% акций управляющей компании проекта.
В проект предполагается инвестировать около 150 млрд рублей.