За 2009–2013 годы в Российской Федерации добыча водных биоресурсов увеличилась с 3,8 млн т в 2009 году до 4,3 млн т в 2013 году (на 13%), производство рыбы и рыбных продуктов увеличилось с 3,3 млн т до 3,7 млн т соответственно (на 12%). Доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке выросла с 72,4% в 2009 году до 78,2% в 2013 году (пороговое значение данного показателя, определённое Доктриной продовольственной безопасности, составляет не менее 80%).
В 2013 году среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов по предварительным данным составило 22 кг (в 2009 году – 20 кг). Объём производства продукции товарной аквакультуры в 2013 году составил 155 тыс. т (в 2009 году – 116 тыс. т).
Объём поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации с 2009 года увеличился на 37% – с 1,4 млн т до 1,9 млн т в 2013 году. При этом в общей структуре поставок рыбной продукции из Российской Федерации в натуральном выражении 90,3% приходится на мороженую рыбу, объём экспорта которой в 2013 году составил 1,7 млн т.
Объёмы импорта за период 2009–2013 годов увеличились незначительно (на 6%) и составили в 2013 году более 1 млн т (1014,3 тыс. т).
Основные объёмы экспорта приходятся на минтай, тихоокеанскую сельдь, треску, пикшу, ставриду и тихоокеанского лосося, в то время как завозится в Россию преимущественно атлантическая сёмга и форель (продукция аквакультуры), атлантическая сельдь, скумбрия, сардина и мойва. Таким образом, основной объём экспорта осуществляется из дальневосточного региона в страны АТЭС, которые расположены близко и логистически более выгодно к районам промысла, а импортируется продукция аквакультуры и продукция атлантической рыбы, которую легче доставлять в европейскую часть России, где сосредоточено основное население. При этом самую большую долю в импорте рыбы составляет продукция аквакультуры (22%).
Рост показателей развития рыбохозяйственного комплекса последних лет был обеспечен в том числе за счёт сформированной к 2009 году нормативной базы, а также принятия государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса».
В частности, законодательно предусмотрено:
- закрепление долей квот добычи водных биоресурсов на 10 лет при условии освоения 50% выделяемых квот;
- обязательная доставка уловов и продукции из водных биоресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую территорию;
- сокращение перечня видов водных биоресурсов, изъятие которых регулируется путём установления их общего допустимого улова, и переход к оперативному регулированию рыболовства, в первую очередь тихоокеанских лососей;
- ужесточение наказания, вплоть до лишения долей квот добычи водных биоресурсов, за двукратное нанесение крупного ущерба водным биоресурсам и отключение технических средств контроля на рыбопромысловых судах на срок более 48 часов.
Данные нормы позволили сделать работу рыбохозяйственного комплекса прозрачнее, сократить незаконную добычу водных биоресурсов, а также способствовали более полному освоению запасов водных биоресурсов.
В целях дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса страны Госпрограммой предусматривается реализация следующих мероприятий:
- повышение эффективности в области организации рыболовства;
- развитие промышленного и прибрежного рыболовства;
- осуществление работ по искусственному воспроизводству и сохранению водных биоресурсов;
- развитие рыбохозяйственных исследований и разработок;
- совершенствование деятельности по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла водных биоресурсов;
- повышение эффективности государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- стимулирование модернизации существующего и строительство нового рыбопромыслового флота, а также объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции.
На реализацию мероприятий Госпрограммы предусмотрено выделить за восемь лет (2013–2020 годы) 83,2 млрд рублей за счёт средств федерального бюджета.