Проект федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» направлен на определение правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в регионах Дальнего Востока, установление мер государственной поддержки на таких территориях, а также регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности на этих территориях.
Под территорией опережающего социально-экономического развития понимается территория субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на которой установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект определяет условия и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития. Устанавливается, что территории опережающего социально-экономического развития создаются по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа на всех категориях земель.
Создание территорий опережающего социально-экономического развития осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов регионов Дальнего Востока, местных бюджетов и иных источников.
Законопроектом определены органы управления территориями опережающего социально-экономического развития с перечислением управленческих и административно-хозяйственных функций и полномочий.
Устанавливается правовое положение резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и особенности осуществления ими предпринимательской и иной деятельности.
На территориях опережающего социально-экономического развития предполагается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:
· особый режим землепользования;
· установление льготных ставок арендной платы;
· налоговые льготы и льготы по страховым платежам;
· особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
· льготное подключение к объектам инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития;
· предоставление государственных услуг на территориях опережающего социально-экономического развития;
· применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
· применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР;
· возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития квалифицированный иностранный персонал.
- В целях повышения уровня администрирования и по примеру большинства аналогичных территорий в зарубежных странах законопроектом предусмотрены особенности осуществления полномочий органов государственной власти путём размещения на территориях опережающего социально-экономического развития подразделений федеральных органов исполнительной власти и других органов (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФНС России и прочие).
В законопроекте предусмотрено, что на территориях опережающего социально-экономического развития действуют особые условия осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.