Сельскохозяйственное машиностроение является базовой составляющей развития агропромышленного комплекса, от которой зависит продовольственная и сырьевая безопасность страны.
По итогам 2013 года рынок сельскохозяйственной техники в Российской Федерации составил 133,1 млрд рублей, выработка на одного работника составила 144,6 тыс. рублей. Экспорт составил около 200 млн долларов США, импорт – 2,576 млрд долларов США.
В настоящее время российский АПК насчитывает свыше 435 тыс. тракторов, 134 тыс. зерноуборочных и 19 тыс. кормоуборочных комбайнов. Согласно Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года, для эффективного ведения сельхозпроизводства парк тракторов должен составлять порядка 610 тыс. единиц, парк зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов – 147 тыс. единиц.
Кроме того, доля основных видов сельскохозяйственной техники со сроком эксплуатации свыше 10 лет составляет: по тракторам 62% (294 тыс. единиц), по зерноуборочным комбайнам 49% (62 тыс. единиц) и кормоуборочным комбайнам 45% (10 тыс. единиц).
За 2013 год в Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями приобретено 15 265 тракторов, 5502 зерноуборочных и 824 кормоуборочных комбайна. Доля малых форм хозяйствования в общем объёме приобретаемой техники составила 42,5% по тракторам, 35% по зерноуборочным и 19% по кормоуборочным комбайнам. Всего на малые формы хозяйствования приходится 30% тракторов, 39% зерноуборочных и 10% кормоуборочных комбайнов из общего количества сельскохозяйственной техники.
В 2013 году ОАО «Росагролизинг» на условиях лизинга поставлено 4646 единиц сельскохозяйственной, автомобильной техники и оборудования на общую сумму более 9,7 млрд рублей, в том числе 1455 тракторов и 609 комбайнов.
При этом оснащённость отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей значительно уступает ведущим странам. Если нагрузка на один трактор в России составляет 247 га, то в США – 38 га, во Франции – 14 га; нагрузка на один зерноуборочный комбайн в России – 354 га, в США – 63 га, во Франции – 53 га.
В целях поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры поддержки:
· предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными производителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники;
· механизм финансовой аренды (лизинга);
· предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники с целью снижения её стоимости для сельхозпроизводителей на 15%;
· субсидирование части затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение техники;
· реализация ведомственных проектов и программ.
Для консолидации на федеральном уровне информации о машинах, зарегистрированных в органах гостехнадзора субъектов Российской Федерации, Минсельхозом России проводятся работы по созданию подсистемы учёта сельскохозяйственной техники. В настоящее время разработан программный комплекс и в тестовом режиме произведена загрузка сведений из информационных систем органов гостехнадзора четырёх субъектов Российской Федерации (Брянская, Кировская, Самарская и Тульская области). В 2014 году планируется обеспечить загрузку данных из автоматизированных информационных систем государственных инспекций гостехнадзора всех субъектов Российской Федерации, а в начале 2015 года – отработку механизмов взаимодействия федеральной и региональных систем.
Данная система позволит иметь количественный, марочный и возрастной состав самоходной техники в АПК, а в последующем – её принадлежность по видам владельцев, а также получать информацию в режиме реального времени. Это исключит необходимость сбора отчётности о наличии самоходной техники, позволит иметь оперативную информацию о тенденциях, складывающихся на рынке сельскохозяйственной техники, и в свою очередь разрабатывать и реализовывать эффективные инструменты воздействия на рынок.
Особое внимание для решения задач технической модернизации АПК уделяется повышению эффективности использования финансовых ресурсов, направляемых на приобретение техники и оборудования. Однако не вся новая техника, находящаяся на рынке, отвечает современному техническому и технологическому уровню. Как показывают результаты испытаний, проведённых машиноиспытательными станциями, подведомственными Минсельхозу России, более 50% представленных на испытания машин и оборудования не соответствует техническим условиям по эксплуатационным характеристикам. Кроме того, у сельскохозяйственных производителей, органов управления АПК, изготовителей и поставщиков машин и оборудования зачастую отсутствует информация о сравнительной эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования и их функциональных характеристиках (потребительских свойствах) применительно к конкретным условиям использования.
В связи с этим Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона “О развитии сельского хозяйства”», в соответствии с которым непосредственное определение потребительских свойств техники (надёжность, применимость в агротехнологии, технико-экономические показатели и др.) будет осуществляться системой машиноиспытательных станций Минсельхоза России.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, располагая информацией о результатах определения эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования и их функциональных характеристиках (потребительских свойствах) применительно к конкретным условиям эксплуатации, смогут значительно снизить риски при выборе техники, что обеспечит более динамичное развитие отрасли в целом.
Также важным направлением господдержки и продвижения продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения на зарубежные рынки является участие России в крупнейших мировых тематических форумах и выставках. В 2013 году Минпромторг России финансировал участие российского стенда на крупнейшей мировой выставке в г. Ганновере, Германия. По оценкам специалистов, к российской экспозиции был проявлен значительный интерес со стороны представителей предприятий Восточной Европы, СНГ, стран Азии и Африки.
В связи с этим Правительством прорабатывается вопрос о формировании комплекса мер по продвижению российской продукции на мировые рынки в части поддержки экспорта с использованием имеющихся инструментов (ОАО «Росагролизинг», ЭКСАР, Внешэкономбанк и т.д.) и выработки дополнительных инструментов с учётом особенностей традиционных потребителей продукции (страны Азии и Африки, СНГ).