Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 Правительству Российской Федерации было поручено разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев компенсационные меры для одиноких пенсионеров, проживающих в квартире не менее 10 лет.
Для реализации указа Президента распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №1650-р утверждён комплекс мер, направленных на переход к социальной норме потребления коммунальных услуг в Российской Федерации.
Комплекс мер предусматривает введение социальной нормы потребления коммунальных услуг по электроснабжению с 2014 года и по водоснабжению с 2015 года по итогам результатов реализации соответствующих пилотных проектов. Также запланированы мероприятия, направленные на совершенствование порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг различным категориям граждан.
Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается в два этапа:
с 1 сентября 2013 года – реализация соответствующих пилотных проектов на территории шести субъектов Российской Федерации (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области);
с 1 июля 2014 года – на всей территории Российской Федерации.
Согласно социальной норме потребления на определённый объём потреблённой электроэнергии будут установлены низкие расценки, а за перерасход – повышенные.
В соответствии с постановлением №614 каждый регион самостоятельно определяет величину социальной нормы, устанавливает тарифы для населения в пределах и сверх социальной нормы. При этом уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает социальную норму таким образом, чтобы объём поставки в пределах социальной нормы составлял долю не менее 70% фактического объёма поставки электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Также постановлением №614 предусмотрено установление социальной нормы дифференцированно в отношении различных групп домохозяйств и типов жилых помещений, что позволит учесть все особенности потребления электроэнергии населением. Чем больше граждан зарегистрировано в жилом помещении, тем выше для них размер социальной нормы. Предусмотрены также особенности применения социальной нормы в отношении сельского населения; граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье; одиноких пенсионеров и инвалидов, а также семей, состоящих из пенсионеров или инвалидов.
По итогам реализации пилотных проектов анализ потребления в домохозяйствах (по количеству членов семей) показал, что подход к установлению социальной нормы обеспечивает справедливое распределение по группам домохозяйств. Так, в Ростовской и Орловской областях 80–90% семей полностью уложились в социальную норму.
Вместе с тем в четырёх регионах (Забайкальский и Красноярский края, Владимирская и Нижегородская области), где размер социальной нормы и тарифы на электроэнергию не были пересмотрены в соответствии с постановлением №614, наблюдается ухудшение положения домохозяйств, состоящих из одного человека. Так, например, в Забайкальском крае только 9% домохозяйств одиноких потребителей укладывается в социальную норму.
С учётом результатов пилотных проектов подготовлены изменения в постановление №614, регулирующие цены на электроэнергию. В частности, цены (тарифы) на электроэнергию в пределах соцнормы должны быть ниже текущих не менее чем на 3% и не более чем на 10%, а цены сверх соцнормы – выше не более чем на 40%. Предполагается, что регионы максимально дифференцируют систему платежей так, чтобы она была справедлива и понятна потребителю с любым уровнем дохода.
В целом введение социальной нормы по установленной методике позволяет снизить плату за электроэнергию для основной части населения. Кроме того, лицам, являющимся получателями пенсии по старости либо инвалидности, предоставляется повышенный размер социальной нормы.
При этом увеличение платы за электроэнергию коснулось в основном граждан с высоким уровнем потребления электроэнергии в связи с содержанием дорогостоящих объектов недвижимости.
Также благодаря применению социальной нормы в четырёх регионах (Забайкальский и Красноярский края, Владимирская и Нижегородская области) оказалось возможным снизить размер перекрёстного субсидирования на 2,9 млрд рублей (в ценах 2013 года).
Одним из условий успешного внедрения социальной нормы потребления электроэнергии является оснащённость приборами учёта подавляющего большинства потребителей. Уровень оснащённости приборами учёта электрической энергии по состоянию на 30 июня 2013 года, по данным Росстата, достигает 95,2%.