Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований
(Наименование в редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Принят Государственной Думой 28 января 2011 года
Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года
(В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 04.03.2014 № 23-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 27.12.2018 № 559-ФЗ, от 27.12.2018 № 566-ФЗ, от 30.04.2021 № 116-ФЗ, от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ, от 31.07.2023 № 397-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
Статья 1. Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, контрольно-счетных органов федеральных территорий и контрольно-счетных органов муниципальных образований (далее также - контрольно-счетные органы) . (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 2. Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов
1. Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом) , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
11. Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов федеральных территорий основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется федеральным законом о соответствующей федеральной территории, Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставами федеральных территорий, нормативными правовыми актами представительных органов федеральных территорий. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов федеральных территорий, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 3. Основы статуса контрольно-счетных органов
1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным органом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
11. Контрольно-счетный орган федеральной территории является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного и муниципального финансового контроля и образуется представительным органом федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 31.07.2023 № 397-ФЗ)
2. Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
3. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, контрольно-счетный орган федеральной территории, контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному органу субъекта Российской Федерации, представительному органу федеральной территории, представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы) . (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
4. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
5. Деятельность контрольно-счетных органов не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа.
6. Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа федеральной территории, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом федеральной территории и (или) нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
7. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган федеральной территории обладают правами юридического лица. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
8. Контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением, обладает правами юридического лица. Контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного иным статусом, может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
9. Контрольно-счетные органы имеют гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
10. Организация и деятельность контрольно-счетного органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения определяются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
11. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
12. В порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 566-ФЗ)
13. Контрольно-счетные органы могут учреждать ведомственные награды и знаки отличия, утверждать положения об этих наградах и знаках, их описания и рисунки, порядок награждения. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
Статья 4. Принципы деятельности контрольно-счетных органов
Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
Статья 5. Состав и структура контрольно-счетных органов
1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации образуется в составе председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа. Законом субъекта Российской Федерации в составе контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности заместителей председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
11. Контрольно-счетный орган федеральной территории образуется нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории в составе председателя, а также не более одного заместителя председателя, не более трех аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
2. Контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.
3. Должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
31. Должности председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа федеральной территории относятся к государственным должностям Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
4. Срок полномочий председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации, уставом федеральной территории, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории, муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
5. Структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
6. В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа.
61. Законом субъекта Российской Федерации или муниципальным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации и деятельности контрольно-счетного органа, могут быть установлены должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, содержащиеся соответственно в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
62. Инспекторы контрольно-счетного органа федеральной территории являются федеральными государственными гражданскими служащими, должности которых содержатся в реестре должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
7. Штатная численность контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается правовым актом законодательного органа субъекта Российской Федерации по представлению председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
71. Штатная численность контрольно-счетного органа федеральной территории устанавливается нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории по представлению председателя контрольно-счетного органа федеральной территории с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
8. Штатная численность контрольно-счетного органа муниципального образования определяется правовым актом представительного органа муниципального образования по представлению председателя контрольно-счетного органа муниципального образования с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
9. Права, обязанности и ответственность работников контрольно-счетных органов определяются настоящим Федеральным законом, законодательством о государственной гражданской службе, законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
10. В контрольно-счетном органе может быть образован коллегиальный орган (коллегия) . Коллегиальный орган (коллегия) рассматривает наиболее важные вопросы деятельности контрольно-счетного органа, включая вопросы планирования и организации его деятельности, методологии контрольной деятельности. Компетенция и порядок работы коллегиального органа (коллегии) определяются соответственно законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и (или) регламентом контрольно-счетного органа. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
Статья 6. Порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетных органов
(Наименование в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
1. Председатель, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются на должность законодательным органом субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
2. Предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вносятся в законодательный орган субъекта Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
1) председателем законодательного органа субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
2) депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации - не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
3) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
3. Право внесения предложений о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации в законодательный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено также комитетам и комиссиям законодательного органа субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
4. Предложения о кандидатурах на должности заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вносятся в законодательный орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
5. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается регламентом законодательного органа субъекта Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 01.07.2021 № 255-ФЗ, от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
51. Законодательный орган субъекта Российской Федерации обращается в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 232-ФЗ)
6. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.
7. Предложения о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования:
1) председателем представительного органа муниципального образования;
2) депутатами представительного органа муниципального образования - не менее одной трети от установленного числа депутатов представительного органа муниципального образования;
3) главой муниципального образования.
8. Право внесения предложений о кандидатурах на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования в представительный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предоставлено также комитетам и комиссиям представительного органа муниципального образования.
9. Предложения о кандидатурах на должности заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования вносятся в представительный орган муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
10. Порядок рассмотрения кандидатур на должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливается нормативным правовым актом или регламентом представительного органа муниципального образования.
11. Представительный орган муниципального образования вправе обратиться в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 01.07.2021 № 255-ФЗ)
12. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа федеральной территории назначаются на должность представительным органом федеральной территории. (Дополнение частью - Федеральный закон от 10.07.2023 № 287-ФЗ)
13. Предложения о кандидатурах на должность председателя ко