Об утверждении Федеральной программы развития образования
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об утверждении Федеральной программы развития образования
Принят Государственной Думой 15 марта 2000 года
Одобрен Советом Федерации 29 марта 2000 года
(В редакции Федерального закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ)
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования.
Статья 1. Утвердить Федеральную программу развития образования (прилагается) .
Статья 2. Правительству Российской Федерации предусматривать средства для реализации Федеральной программы развития образования при разработке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001 - 2005 годы.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанностиПрезидента Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
10 апреля 2000 года
№ 51-ФЗ
ПРИЛОЖЕНИЕ к Федеральному законуот 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ
ВВЕДЕНИЕ
Федеральная программа развития образования (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации (далее - система образования) , так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций) .
Решение о разработке Программы принято постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года № 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".
Этапы рассмотрения Программы:
решение созданной Правительством Российской Федерации Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993 года (протокол № 5) ;
решение Правительства Российской Федерации (протокол от 31 марта 1994 года № 5) об одобрении проекта Федеральной программы развития образования, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации согласно поручению Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N БФ-П5-11430;
новая редакция Программы одобрена Правительством Российской Федерации на своем заседании 24 июня 1999 года (протокол № 25, раздел 2, пункт 2) .
Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.
Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.
Сроки реализации Программы - 2000 - 2005 годы.
В 1994 - 1999 годах мероприятия Программы осуществлялись по проекту, одобренному Правительством Российской Федерации.
Главная цель Программы - развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
Основные мероприятия (задания) Программы:
обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
обеспечение контроля качества образования;
развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;
разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;
совершенствование системы непрерывного образования;
организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;
участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов. Мероприятия, которые указаны в подразделе 2 раздела III и частично разделе IV и в соответствии с которыми Министерство образования Российской Федерации формирует координационный план совместных действий по реализации Программы с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не включены в перечень мероприятий.
Система мероприятий приведена в разделе VI.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля хода реализации Программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.
Раздел I.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Подраздел 1.Краткая характеристика уровней системы образования
1. Общее образование, начальное профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы, в том числе специальные)
В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации работали (таблица 1) 60, 25 тысячи дошкольных образовательных учреждений, которые посещали 4, 7 миллиона детей, 66, 7 тысячи общеобразовательных учреждений различных видов, в том числе 568 негосударственных, в которых обучались свыше 21, 1 миллиона учащихся и обучение велось на 80 языках народов России, свыше 4 тысяч учреждений начального профессионального образования, в которых обучались 1, 67 миллиона человек, 8, 7 тысячи учреждений дополнительного образования детей, в которых занимались 4, 4 миллиона человек.
Уникальной образовательной сферой, охватывающей 68, 9 процента общеобразовательных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности - очаги знаний и культуры.
В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в 1998 году более 96 тысяч человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В 1998 году работали 1706 таких учреждений с общим числом обучающихся 470 тысяч человек, среди которых 29, 7 процента в возрасте до 15 лет включительно, 45 процентов в возрасте 16 - 17 лет, 24 процента в возрасте 18 - 29 лет, 1, 3 процента старше 30 лет.
В образовательных учреждениях общего образования и начального профессионального образования занято свыше 2, 4 миллиона педагогических работников.
Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадиционных видов - лицеев, профессиональных лицеев, гимназий - достигло 2547 с общим числом обучающихся 1, 7 миллиона человек.
Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.
Для начального профессионального образования введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.
2. Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы)
В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации функционировали:
2649 государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - средние специальные учебные заведения) , в которых обучались 2052 тысячи человек, в том числе 935 колледжей, реализующих программы подготовки повышенного уровня, и 60 негосударственных колледжей с контингентом 18, 8 тысячи человек;
587 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - высшие учебные заведения) , в которых обучались более 3, 3 миллиона человек, и 334 негосударственных высших учебных заведения, в которых обучались 250, 7 тысячи человек.
В государственных средних специальных учебных заведениях работали 123, 1 тысячи преподавателей, в государственных высших учебных заведениях - 249, 6 тысячи преподавателей.
В 1998 году на все формы обучения в государственные и негосударственные высшие учебные заведения принято 912, 9 тысячи человек. Показатель численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1998 году составил 246. Показатель численности учащихся средних специальных учебных заведений на 10 тысяч человек населения в 1998 году составил 139.
При этом начиная с 1992 года получение молодежью высшего профессионального образования расширяется в основном за счет увеличения числа студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.
Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по 92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15 новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10 инженерных.
Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса.
В государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях подготовка специалистов проводится по 275 специальностям.
Изменилась профильная структура подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Увеличился прием студентов на экономические и правовые специальности, и несколько уменьшился прием на технические и сельскохозяйственные специальности. Средние специальные учебные заведения, как правило, традиционно имели узкую профильную направленность (машиностроение, энергетика, строительство, сельское хозяйство и другие) , но в последние годы все большее число указанных учебных заведений становятся многопрофильными.
Проводится последовательная ориентация деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений на решение различных социально-экономических задач субъектов Российской Федерации.
Существенно возрастает роль системы дополнительного профессионального образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие, иммигранты и переселенцы.
Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим и средним образованием в условиях перехода к рынку и спада производства, высшие учебные заведения и средние специальные учебные заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.
Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг.
Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.
В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в высших учебных заведениях страны возросло с 13, 7 тысячи человек в 1990 году до 24, 3 тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-техническими и инновационными программами.
Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и международная деятельность в области образования.
Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования и в качестве составной части Классификаторы направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования.
Подраздел 2.Проблемы образования
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;
неполнота нормативной правовой базы в области образования;
систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное уменьшение. Задержки выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации носят постоянный характер. Не восполнена задолженность государства за прошлые годы.
В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов.
Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования, способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.
Государственные образовательные учреждения и другие организации системы образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.
Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.
Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.
Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием.
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы износа зданий существенно опережают темпы их