Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
<p>КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (Утратил силу на основании Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2) (в ред. Законов Российской Федерации от 1 июля 1993 года N 5304-1; от 16 июля 1993 года N 5451-1; от 27 августа 1993 года N 5668-1; Федеральных законов от 27 января 1995 года N 10-ФЗ; от 2 февраля 1995 года N 12-ФЗ; от 7 марта 1995 года N 28-ФЗ; от 28 апреля 1995 года N 66-ФЗ; от 19 июня 1995 года N 89-ФЗ; от 18 июля 1995 года N 105-ФЗ от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ; от 19 июля 1995 года N 110-ФЗ; от 19 июля 1995 года N 113-ФЗ; от 20 декабря 1995 года N 203-ФЗ; от 9 января 1996 года N 2-ФЗ; от 27 мая 1996 года N 56-ФЗ; от 15 июня 1996 года N 73-ФЗ; от 30 июля 1996 года N 103-ФЗ; от 6 августа 1996 года N 108-ФЗ; от 26 ноября 1996 года N 137-ФЗ; от 20 января 1997 года N 20-ФЗ; от 29 января 1997 года N 24-ФЗ; от 7 марта 1997 года N 46-ФЗ; от 13 марта 1997 года N 49-ФЗ; от 3 апреля 1997 года N 67-ФЗ; от 10 июня 1997 года N 88-ФЗ; от 28 июня 1997 года N 93-ФЗ; от 14 июля 1997 года N 99-ФЗ; от 19 июля 1997 года N 108-ФЗ; от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ; статьи 73 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года N 73-ФЗ; от 25 июня 1998 года N 91-ФЗ; от 30 января 1999 года N 20-ФЗ; от 7 марта 1999 года N 47-ФЗ; от 30 марта 1999 года N 53-ФЗ; от 14 апреля 1999 года N 78-ФЗ; от 30 декабря 1999 года N 224-ФЗ; от 2 января 2000 года N 4-ФЗ; от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1231; N 33, ст. 1313; "Российская газета" от 09.09.93 г.; - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; N 6, ст. 453; N 11, ст. 939; N 18, ст. 1594; N 26, ст. 2397; N 30, ст.ст. 2861, 2865, 2866, 2869; N 52, ст. 5111; 1996, N 3, ст. 140; N 22, ст. 2593; N 25, ст. 2964; N 32, ст. 3843; N 33, ст. 3964; N 49, ст. 5496; 1997, N 4, ст. 487; N 5, ст. 612; N 10, ст. 1119; N 11, ст. 1239; N 14, ст. 1603; N 24, ст. 2731; N 26, ст. 2954; N 29, ст.ст. 3500, 3509; 1998, N 19, ст. 2069; N 26, ст. 3011; N 31, ст. 3805; 1999, N 5, ст. 603; N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1651; N 16, ст. 1936; 2000, N 1, ст. 7; N 2, ст. 125; 2001, N 13, ст. 1140) (См. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.98 г. N 8-П - Собрание законодательства, 1998, N 12, ст. 1458) Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи законодательства РСФСР об административных правонарушениях Законодательство РСФСР об административных правонарушениях имеет задачей охрану общественного строя СССР, социалистической собственности, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях Законодательство Союза ССР и РСФСР об административных правонарушениях состоит из Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, определяющих принципы и устанавливающих общие положения этого законодательства, и издаваемых в соответствии с ними законодательных актов СССР и постановлений Совета Министров СССР, настоящего Кодекса и иных законодательных актов РСФСР и постановлений Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР, постановления Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в настоящий Кодекс применяются на территории РСФСР непосредственно. Положения настоящего Кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в настоящий Кодекс. Статья 3. Компетенция Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях ведению Союза ССР в области законодательства об административных правонарушениях подлежат: определение принципов и установление общих положений законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях; установление административной ответственности за нарушение правил: по стандартизации и качеству продукции; выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими; учета и статистики; безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского и трубопроводного транспорта; воинского учета; режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима (в части режима территориальных и внутренних вод Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов) ; паспортной системы; правил приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ и других объектов разрешительной системы; правил по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней; таможенных правил и правил по борьбе с контрабандой; правил обращения валюты; правил пребывания в СССР иностранных граждан и лиц без гражданства (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453) ; определение, в случае необходимости, порядка рассмотрения дел об отдельных видах административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается законодательством Союза ССР. Ведению Союза ССР подлежит также законодательство об административных правонарушениях и по другим вопросам, имеющим общесоюзное значение (в ред. Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 3, ст. 97.) . Статья 4. Компетенция РСФСР в области законодательства об административных правонарушениях Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики подлежат: законодательство об административных правонарушениях по вопросам, не относящимся к ведению Союза ССР; установление круга вопросов, по которым местные Советы народных депутатов, кроме поселковых и сельских, могут принимать в пределах, определяемых законодательными актами, решения, за нарушение которых предусматривается административная ответственность. Статья 5. Компетенция АССР в области законодательства об административных правонарушениях Ведению автономной республики в области законодательства об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР подлежат: установление административной ответственности по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; установление правил, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, статье 111-2, частям второй и третьей статьи 111-3, статьям 111-4, 112-1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок) , статьям 144, 149 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341) . Статья 6. Полномочия местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов в области административных правонарушений Краевые, областные, Московский, Ленинградский городские Советы народных депутатов, Советы народных депутатов автономных областей и автономных округов в пределах, определяемых законодательными актами, могут: принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статьям 85, 101, 144, 149 настоящего Кодекса. Устанавливать (кроме Советов народных депутатов автономных округов) также правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 111-2, частям второй и третьей статьи 111-3, статьям 111-4 и 112-1 (в части судов, поднадзорных государственным инспекциям по маломерным судам, и баз (сооружений) для их стоянок) настоящего Кодекса. Районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов в пределах, определяемых законодательными актами, могут: принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; устанавливать правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса. Исполнительные комитеты краевых, областных, Московского, Ленинградского городских Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также устанавливать в пределах их компетенции правила, за нарушение которых наступает административная ответственность по статье 101 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341) . Статья 7. Предупреждение административных правонарушений Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, на воспитание граждан в духе высокой сознательности и дисциплины, строгого соблюдения советских законов. Советы народных депутатов, обеспечивая в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, координируют на своей территории работу всех государственных и общественных органов по предупреждению административных правонарушений, руководят деятельностью органов внутренних дел, административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и других подотчетных им органов, призванных вести борьбу с административными правонарушениями. Статья 8. Обеспечение социалистической законности при применении мер воздействия за административные правонарушения Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения социалистической законности. Применение уполномоченными на то органами и должностными лицами мер административного воздействия производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством. Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами. Статья 9. Действие законодательства об ответственности за административные правонарушения Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении. Раздел II АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Глава 2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 10. Понятие административного правонарушения Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Статья 11. Совершение административного правонарушения умышленно Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий. Статья 12. Совершение административного правонарушения по неосторожности Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Статья 13. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Статья 14. Ответственность несовершеннолетних К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР. В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 49, 114-122, 148, 158, 159, 165, 165-8, 172-175, 183, 183-1, 183-2, 183-3 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 165 настоящего Кодекса) могут быть переданы, а предусмотренные статьей 49 настоящего Кодекса, как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских) , районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних (в ред. - Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453) . Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами СССР. Статья 15. Ответственность должностных лиц Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами (в ред. - Федерального закона от 27.01.95 г. N 10-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346; Федерального закона от 02.02.95 г. N 12-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 6, ст. 453) . Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица) , которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Работники железнодорожного, морского, речного транспорта и гражданской авиации, на которых распространяется действие уставов о дисциплине, несут в соответствии с этими уставами дисциплинарную ответственность за совершение ими при исполнении служебных обязанностей следующих административных правонарушений: работники железнодорожного транспорта - нарушений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой и пятой статьи 103, статьями 104, 104-1 и частью первой статьи 126 настоящего Кодекса; работники морского транспорта - нарушений, предусмотренных статьями</p>