Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 328
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 382-13, от 10.02.2018 № 141, от 30.03.2018 № 368-15, от 01.10.2018 № 1167, от 14.12.2018 № 1529, от 29.03.2019 № 355-23, от 05.12.2019 № 1597, от 27.12.2019 № 1901, от 31.03.2020 № 377-19, от 28.01.2021 № 66, от 31.03.2021 № 505-20, от 12.11.2021 № 1933, от 12.02.2022 № 161, от 02.06.2022 № 1012, от 24.08.2022 № 1486, от 06.10.2022 № 1776, от 16.02.2023 № 242, от 08.06.2023 № 945, от 14.06.2023 № 982, от 01.09.2023 № 1434, от 18.12.2023 № 2190, от 18.12.2023 № 2191, от 22.12.2023 № 2265, от 25.12.2023 № 2294, от 25.12.2023 № 2303, от 29.12.2023 № 2391, от 19.03.2024 № 328, от 25.06.2024 № 853, от 26.06.2024 № 862, от 29.06.2024 № 892, от 13.08.2024 № 1080, от 15.10.2024 № 1378, от 29.10.2024 № 1451, от 07.12.2024 № 1738)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
2. Завершить реализацию подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. № 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 54".
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, в части, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации;
в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Правительство Российской Федерации согласованные с Министерством финансов Российской Федерации предложения по уточнению предельных расходов федерального бюджета на 2017 - 2020 годы, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной настоящим постановлением, основанные на оценке вклада мероприятий в сфере реализации указанной государственной программы Российской Федерации, финансируемых в том числе за счет средств федерального бюджета в 2008 - 2014 годах, в увеличение объемов ненефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 - 2020 годах.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2539-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 8043) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 91-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 462) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. № 850-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 22, ст. 2850) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 997-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3360) ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 37, ст. 4713) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 328 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 12 ноября 2021 г. № 1933)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.02.2022 № 161, от 02.06.2022 № 1012, от 24.08.2022 № 1486, от 06.10.2022 № 1776, от 16.02.2023 № 242, от 08.06.2023 № 945, от 14.06.2023 № 982, от 01.09.2023 № 1434, от 18.12.2023 № 2190, от 18.12.2023 № 2191, от 22.12.2023 № 2265, от 25.12.2023 № 2294, от 25.12.2023 № 2303, от 29.12.2023 № 2391, от 19.03.2024 № 328, от 25.06.2024 № 853, от 13.08.2024 № 1080, от 15.10.2024 № 1378, от 29.10.2024 № 1451, от 07.12.2024 № 1738)
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2024 № 1451)
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № ВП-П13-8165.
Программа направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынках.
Программа разработана в тесной взаимосвязи с государственными программами в других отраслях промышленности и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности. Данный подход предопределяет особенности инструментальных приоритетов Программы и их направленность.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций. Так, темп роста отраслей промышленности в 2020 году колебался от 87, 3 процента (спад в автомобилестроении) до 123 процентов (рост в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях) , разница между максимальными и минимальными темпами роста в пределах одного года составила 35, 7 процентных пункта.
С этой точки зрения замедление темпов роста российской промышленности носит структурный характер и обусловлено неравномерным развитием рынков и организаций промышленности. Соответственно, для решения возникших проблем необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.
Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. Руководящим принципом промышленной политики должно стать эффективное сглаживание влияния на развитие промышленности рисков всех уровней - глобальных, национальных и отраслевых.
Важным элементом промышленной политики в отраслях с существенным государственным участием было создание интегрированных структур под государственным контролем с целью концентрации мер государственной поддержки на приоритетных проектах и направлениях. Эта работа была в целом завершена с созданием объединенных корпораций, таких как Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".
Выход государства из капитала организаций промышленности, в том числе с использованием таких форм, как публичное размещение акций в Российской Федерации и на международных биржах, будет способствовать интеграции российских организаций промышленности в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов - лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности. В целом выход государства из капитала организаций промышленности приведет к повышению прозрачности при распределении бюджетных средств, а усиление конкуренции за государственный заказ повысит бюджетную эффективность.
Глубокая трансформация промышленности в Российской Федерации происходит на фоне крайне динамичной ситуации в мировом индустриальном секторе (кардинальные перемены как в организации производства на основе современных информационных технологий, так и в технологической и товарной структуре промышленности на основе применения новых материалов) . Необходимо создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации и построения постиндустриальной экономики.
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, формирование единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского экономического союза, развитие межрегиональных промышленных кластеров на Дальнем Востоке и в западных регионах Российской Федерации создают новые возможности для организаций промышленности. Вместе с тем интенсивная региональная и технологическая интеграция приводят к росту конкуренции за потребителя и ресурсы, а межгосударственные соглашения ограничивают набор инструментов по поддержке национальных производителей.
В таких условиях дальнейшая подпитка обрабатывающих отраслей финансовыми средствами на ведение текущей деятельности и обеспечение инструментами государственной поддержки с расчетом на медленный рост, постепенную трансформацию и интеграцию в эффективную технологическую среду невозможно. Необходимо стимулировать интенсивный рост, быстрое обновление технологической базы, ориентировать промышленность на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира, обеспечить устойчивость российской промышленности за счет формирования "среднего класса" промышленных производств.
Членство Российской Федерации во Всемирной торговой организации требует выстраивания арсенала инструментов государственной поддержки на основе развития институциональных условий, выстраивания системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий, в том числе на сглаживание колебаний макроэкономических показателей, влияющих на конкурентоспособность экономики. В этом ряду важное значение имеет создание комплекса инструментов государственной поддержки на основе принципов проектного финансирования.
Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат организаций промышленности. Финансирование должно предоставляться на проектной основе для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. При увеличении общего объема инвестиций в промышленное производство меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.
Вышеперечисленные факторы лежат в основе новой структурной промышленной политики, которая позволит наилучшим образом использовать имеющиеся конкурентные преимущества для качественного скачка в развитии отечественной промышленности.
Мировая экономика вплотную приблизилась к началу нового индустриального цикла, реструктуризации всего комплекса отраслей промышленности, сложившегося в основном во второй половине XX века. Трансформация технологической и структурной базы промышленности ("технологическая революция") будет происходить по четырем основным направлениям.
Во-первых, промышленность переходит к управлению жизненным циклом продукта, когда на этапе проектирования должны закладываться параметры и расходы, связанные с обслуживанием, а затем и с выведением продукта из эксплуатации. Во-вторых, сам процесс проектирования и инжиниринга будет строиться на основе программных технологий и компьютерного моделирования. Фактически речь идет о полной автоматизации всех процессов проектирования и инжиниринга в промышленном секторе, развитии "цифрового производства". В-третьих, обязательным условием промышленного развития становится использование производств и материалов нового поколения, в том числе продукт-ориентированное. В настоящее время в мире все большее распространение получает идея создания материалов под конкретный продукт. В-четвертых, вокруг производств будет происходить развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых "умных сред" (умные дороги, умные сети, умные производства) .
Переход на усовершенствованные, более эффективные и инновационные технологии в отраслях обрабатывающей промышленности - одна из основных задач, поставленных Правительством Российской Федерации. В рамках реализации основных положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, Программой предусмотрен ряд мероприятий, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности.
Для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы, созданию полноценной структуры биоэкономики в Российской Федерации, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. Для этих целей предполагается взаимоувязка мероприятий подпрограмм Программы с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров, а также создаваемыми или актуализируемыми программами развития и стратегиями государственных институтов развития, государственных компаний и корпораций.
В реализации государственной промышленной политики в настоящее время особую актуальность имеет решение задач по импортозамещению. Импортозамещение в современных условиях - это процесс создания современных конкурентоспособных производств, направленный на замещение импортируемых в настоящее время товаров, как потребительских, так и производственных, принцип расстановки акцентов государственной промышленной политики, основанный на осознанном отказе от специализации в производстве только тех продуктов, в которых Российская Федерация имеет сравнительные преимущества перед другими странами в настоящее время. Импортозамещающая промышленная политика ориентируется на стимулирование изменения отраслевой структуры экономики таким образом, чтобы государство получало преимущество перед другими странами в производстве современной высокотехнологичной продукции, товаров с высокой добавленной стоимостью и в обозримой перспективе - значимым экспортным потенциалом. Это накладывает определенные требования и ограничения на структуру целей, задач и мероприятий Программы.
В качестве одной из важнейших задач Программы также рассматривается обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Достижение целей Программы и ее структурных элементов предполагает создание новых передовых технологий и оборудования, необходимых для их применения на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации.
Утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее - основные направления деятельности) определили цели, основные задачи и приоритеты политики Правительства Российской Федерации в области научно-технологического и социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. В основные направления деятельности были включены двенадцать национальных проектов, а также другие меры, которые позволят добиться максимального эффекта для экономики и повышения качества жизни людей. В рамках Программы будут выполнены задачи по ускорению технологического развития Российской Федерации, обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, созданию в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительных экспортно-ориентированных секторов, развивающихся на основе современных технологий и обеспеченных высококвалифицированными кадрами.
В настоящее время поддержка промышленного производства строится вокруг комплекса мер по нескольким направлениям - от защиты инвестиций до информационной, кадровой и локализационной политики. Сформированы и внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, фонды развития промышленности на федеральном и региональном уровнях, субсидиарные меры поддержки, ориентированные на привлечение частных инвестиций в промышленность, создана инфраструктура поддержки экспорта, развернута планомерная работа по определению понятия "российский продукт" и реализации соответствующей системы подтверждения, приняты и реализуются двадцать отраслевых документов стратегического планирования, охватывающих подавляющее большинство отраслей обрабатывающей промышленности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. № 1512-р была утверждена Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года (далее - стратегия) , которая определяет основные направления государственной промышленной политики. Согласно стратегии реализация государственной промышленной политики будет способствовать не только развитию промышленного потенциала страны, но и повышению гибкости реагирования на угрозы в области экономической, экологической и биологической безопасности. В стратегии представлена оценка текущего состояния российской промышленности, вызовы и возможности для ее развития, цели, задачи, целевые индикаторы, приоритетные направления развития по пятнадцати отраслям промышленности.
Стратегия предполагает, что доля организаций обрабатывающей промышленности, использующих