Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 317
МОСКВА
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 59, от 30.01.2017 № 100, от 17.02.2017 № 204, от 31.03.2017 № 391, от 11.05.2017 № 560, от 20.07.2017 № 852, от 12.08.2017 № 966, от 05.09.2017 № 1070, от 25.09.2017 № 1155, от 25.01.2018 № 68, от 05.02.2018 № 104, от 30.03.2018 № 378, от 12.11.2018 № 1349, от 01.12.2018 № 1467, от 27.12.2018 № 1693, от 31.12.2018 № 1788, от 30.01.2019 № 61, от 02.02.2019 № 80, от 29.03.2019 № 374, от 11.07.2019 № 881, от 17.08.2019 № 1061, от 27.11.2019 № 1518, от 30.11.2019 № 1572, от 19.12.2019 № 1713, от 19.12.2019 № 1714, от 31.03.2020 № 392, от 20.10.2020 № 1713, от 29.12.2020 № 2334, от 15.03.2021 № 381, от 31.03.2021 № 516, от 03.09.2021 № 1478, от 01.11.2021 № 1897, от 11.12.2021 № 2260, от 18.12.2021 № 2357, от 24.12.2021 № 2441, от 28.12.2021 № 2504, от 26.04.2022 № 756, от 30.05.2022 № 986, от 26.08.2022 № 1497, от 14.11.2022 № 2048, от 26.12.2022 № 2427, от 20.10.2023 № 1749, от 22.11.2023 № 1957, от 26.12.2023 № 2311)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры". (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 374, от 31.03.2020 № 392)
2. Министерству культуры Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 2, ст. 105) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 317
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Развитие культуры"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 59, от 30.01.2017 № 100, от 17.02.2017 № 204, от 31.03.2017 № 391, от 11.05.2017 № 560, от 20.07.2017 № 852, от 12.08.2017 № 966, от 05.09.2017 № 1070, от 25.09.2017 № 1155, от 25.01.2018 № 68, от 05.02.2018 № 104, от 30.03.2018 № 378, от 12.11.2018 № 1349, от 01.12.2018 № 1467, от 27.12.2018 № 1693, от 31.12.2018 № 1788, от 30.01.2019 № 61, от 02.02.2019 № 80, от 29.03.2019 № 374, от 11.07.2019 № 881, от 17.08.2019 № 1061, от 27.11.2019 № 1518, от 30.11.2019 № 1572, от 19.12.2019 № 1713, от 19.12.2019 № 1714, от 31.03.2020 № 392, от 20.10.2020 № 1713, от 29.12.2020 № 2334, от 15.03.2021 № 381, от 31.03.2021 № 516, от 03.09.2021 № 1478, от 01.11.2021 № 1897, от 11.12.2021 № 2260, от 18.12.2021 № 2357, от 24.12.2021 № 2441, от 28.12.2021 № 2504, от 26.04.2022 № 756, от 30.05.2022 № 986, от 26.08.2022 № 1497, от 14.11.2022 № 2048, от 26.12.2022 № 2427, от 20.10.2023 № 1749, от 22.11.2023 № 1957, от 26.12.2023 № 2311)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2021 № 1897)
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Наследие"государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2021 № 1897)
ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Искусство"государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2021 № 1897)
ПАСПОРТ подпрограммы 3 "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 392)
ПАСПОРТ подпрограммы 4 "Обеспечение условий реализации государственной программы" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2021 № 1897)
ПАСПОРТ подпрограммы 7 "Укрепление единства российской нации иэтнокультурное развитие народов России (2015 - 2016 годы) " государственной программы Российской Федерации"Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 374)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы"Культура России (2012 - 2018 годы) "
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 374)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы"Развитие внутреннего и въездного туризмав Российской Федерации(2011 - 2018 годы) "
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 374)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нациии этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы) " (федеральная целевая программа "Укрепление единства российскойнации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы) " утратила силу с 1 января 2017 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики")
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 374)
ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
I. Оценка текущего состояния сферы культуры
Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Государственная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.
Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, фонды культурного развития, проектные офисы. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 г. № 287 "О создании Президентского фонда культурных инициатив" создан Президентский фонд культурных инициатив, основной целью деятельности которого является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.
Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875, 9 млн. посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 12, 8 посещения против 4, 9 в 2013 году. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 4, 5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.
В 2022 году сфера культуры включала 87, 9 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 2 процента. В данных учреждениях работает свыше 610, 5 тыс. человек. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
Увеличилась доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 79, 6 процента в 2013 году до 86, 5 процента в 2022 году. К 2030 году значение этого показателя ожидается на уровне 90 процентов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2022 № 1497)
В период с 2013 по 2022 год вырос консолидированный бюджет Российской Федерации в сфере культуры. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1, 7 раза - с 377 млрд. рублей в 2013 году до 798, 5 млрд. рублей в 2022 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 2630 рублей в 2013 году до 5485, 8 рубля в 2022 году. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ") , ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 264, 23 млн. единиц. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.08.2022 № 1497, от 20.10.2023 № 1749)
В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 млн. единиц. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
В целях развития творческих (креативных) индустрий распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Кроме того, инициатива социально-экономического развития Российской Федерации "Придумано в России" включена в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р. Целью данной инициативы является создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора экономики. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2022 № 1497)
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей) ;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения) ;
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, а также специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;
значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений и ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг;
сокращение численности работников в организациях культуры (на 10 процентов по сравнению с 2013 годом) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
отсутствие индексации объемов государственной поддержки отечественного кинопроизводства, что негативно отражается на количестве новых проектов.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития) ;
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р.
Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.
Основными целями государственной культурной политики согласно Основам государственной культурной политики, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", являются формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также:
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.
Указом Президента Российской Федерации о национальных целях развития в качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цель "Возможности для самореализации и развития талантов".
В связи с этим на современном этапе развития страны государственная культурная политика будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 1749)
формирование и реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение максимальной доступности для шир