Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 322
МОСКВА
Об утверждении государственной программыРоссийской Федерации "Воспроизводство и использованиеприродных ресурсов"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 384, от 30.03.2018 № 373, от 09.02.2019 № 103, от 28.03.2019 № 347, от 04.12.2019 № 1588, от 31.03.2020 № 379, от 23.09.2020 № 1522, от 31.03.2021 № 515, от 30.10.2021 № 1865, от 18.12.2021 № 2358, от 28.10.2024 № 1440, от 23.11.2024 № 1620, от 18.12.2024 № 1817, от 23.09.2025 № 1465)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 436-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 13, ст. 1601) .
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 апреля 2014 г. № 322 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 28 марта 2019 г. № 347)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.12.2019 № 1588, от 31.03.2020 № 379, от 23.09.2020 № 1522, от 31.03.2021 № 515, от 30.10.2021 № 1865, от 18.12.2021 № 2358, от 28.10.2024 № 1440, от 23.11.2024 № 1620, от 18.12.2024 № 1817, от 23.09.2025 № 1465)
ПАСПОРТ государственной программы Российской Федерации"Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2358)
ПАСПОРТ подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2358)
ПАСПОРТ подпрограммы 2 "Использование водных ресурсов" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2358)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах"
(Паспорт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 2358)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
Оценка текущего состояния минерально-сырьевой базы и водных ресурсов
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Российская Федерация занимает 1-е место в мире по запасам газа, золота, железных руд, 2-е место - по запасам цинка, серебра, ванадия, 3-е место - по запасам угля, меди, 6-е место - по запасам нефти. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть, природный газ, уголь, железные руды, бокситы, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли в стоимостном выражении обеспечивает более 10 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Россия занимает 1-е место в мире по запасам пресной воды (20 процентов мировых запасов) . Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового объема внутренних возобновляемых ресурсов пресной воды (2-е место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4, 3 тыс. куб. километров в год.
Российская минерально-сырьевая база - фундамент национальной экономики, многообразие и масштаб которой служат основой национальной безопасности государства, являются инструментом достижения стратегических интересов страны, естественным конкурентным преимуществом на долгосрочную перспективу.
Перечень основных видов стратегического минерального сырья, к которым относятся нефть, природный газ, гелий, уран, марганец, хром, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, цинк, кобальт, сурьма, редкие металлы (литий, рубидий, цезий, бериллий, скандий, редкоземельные металлы (иттрий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций) , индий, галлий, германий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, рений) , золото, серебро, платиноиды (рутений, родий, палладий, осмий, иридий, платина) , алмазы, особо чистое кварцевое сырье, графит, фосфаты (апатитовые руды) , соли калийные, шпат плавиковый, воды подземные, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 2473-р.
Помимо стратегических видов минерального сырья, значимыми для экономики России являются такие полезные ископаемые, как газовый конденсат, уголь, железные руды, цементное сырье, для отдельных отраслей промышленности - каолин, бентонитовые глины, мусковит, йод, бром. Остальные полезные ископаемые (более 150 видов) используются в незначительных объемах либо расположены на участках недр местного значения.
По степени обеспеченности потребностей национальной экономики и необходимого экспорта запасами минерального сырья все значимые полезные ископаемые подразделяются на 3 группы.
К 1-й группе относятся полезные ископаемые, добываемые в настоящее время, запасы которых при любых сценариях развития национальной экономики удовлетворяют ее необходимые потребности до 2035 года. К этой группе относятся природный газ, гелий, медь, никель, кобальт, платиноиды, железные руды, апатитовые руды, калийные соли, уголь, цементное сырье, бром, олово, отдельные редкие металлы (ванадий, германий, рубидий, цезий, скандий, индий, галлий, гафний) .
Ко 2-й группе относятся полезные ископаемые, достигнутые уровни добычи которых недостаточно обеспечены запасами на период до 2035 года. К этой группе относятся нефть и газовый конденсат, свинец, цинк, сурьма, золото, серебро, алмазы, особо чистое кварцевое сырье.
К 3-й группе относятся импортозависимые дефицитные виды полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в существенной степени обеспечивается импортом. К этой группе относятся дефицитные виды стратегического минерального сырья - уран, марганец, хром, титан, бокситы, молибден, вольфрам, литий, бериллий, цирконий, ниобий, тантал, рений, редкоземельные металлы, графит, плавиковый шпат, прочие дефицитные виды полезных ископаемых - бентонитовые глины, каолин, йод, мусковит.
Перечень дефицитных видов твердых полезных ископаемых и перечень продукции с высокой долей добавленной стоимости, производимой с использованием добытых дефицитных видов твердых полезных ископаемых, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. № 939-р.
Преодоление зависимости от импорта требует инвентаризации неиспользуемого фонда недр дефицитных видов сырья с его геолого-экономической оценкой, анализом и обновлением геолого-разведочных данных, разработкой новых технологий обогащения и глубокой переработки минерального сырья по всей цепочке получения конечных промышленных изделий.
Геолого-разведочные работы для обнаружения новых месторождений дефицитных видов сырья должны быть нацелены на выявление экономически эффективных месторождений перспективных геолого-промышленных типов, обеспечивающих востребованность получаемой сырьевой продукции отечественными промышленными потребителями. Важным фактором повышения эффективности геолого-разведочных работ является подготовка перспективных площадей, обеспеченных опережающими работами геофизического и геохимического содержания и подготовленных к ведению поисковых работ.
Отдельным видом полезных ископаемых являются подземные воды. В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации потребность в подземных водах в России и мире будет возрастать. Степень дефицитности подземных вод и объем их запасов по регионам сильно варьируются, но в целом по стране положение с запасами подземных вод удовлетворительное. Наращивание минерально-сырьевой базы подземных вод является актуальной задачей в урбанизированных районах, но еще важнее защитить имеющиеся запасы от деградации в результате интенсивной хозяйственной деятельности.
Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира. На территории страны в реках, озерах, болотах, ледниках и снежниках, а также в подземных водных объектах сосредоточено более 20 процентов мировых запасов пресных вод.
В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30, 2 тыс. куб. метров на человека в год, что значительно превышает установленный Организацией Объединенных Наций критический минимум, необходимый для удовлетворения потребностей, - 1, 7 тыс. куб. метров, однако территория Российской Федерации характеризуется значительной неравномерностью их распределения. На освоенные районы европейской части страны, где сосредоточено более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.
В маловодные годы возникают локальные дефициты водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и юга Сибири, а также для обеспечения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных нужд на территориях Саратовской и Астраханской областей, в отдельных частях Волгоградской и Оренбургской областей, а также на Северном Кавказе.
Абзац. (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2024 № 1620)
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.
Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации ежегодно составляет около 6, 8 куб. километра. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
В числе основных причин высоких потерь воды можно выделить низкий технический уровень и значительную степень износа распределительных водоподающих сетей, мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (50 - 60 процентов) .
В масштабах страны затраты на электроэнергию, потребляемую в процессе транспортировки воды до конечного потребителя, исчисляются десятками миллиардов рублей. Вследствие высоких собственных потерь воды, которые в жилищно-коммунальной сфере и сельском хозяйстве достигают 30 - 40 процентов, энергетические ресурсы используются неэффективно, что является одним из сдерживающих факторов на пути повышения энергоэффективности российской экономики.
Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В поверхностные водные объекты Российской Федерации сбрасываются порядка 37, 5 куб. километра в год сточных вод, из которых около 14, 4 куб. километра сточных вод подлежат очистке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
66 процентов сточных вод, подлежащих очистке (около 9, 5 куб. километра) , сбрасываются недостаточно очищенными, около 10 процентов (около 1, 4 куб. километра) - загрязненными без очистки и только 24 процента (около 3, 5 куб. километра) - очищенными до установленных нормативов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступают около 16 млн. тонн загрязняющих веществ. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Свыше 65 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод в Российской Федерации составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Более 18 процентов общего объема сброса загрязненных сточных вод приходятся на долю промышленных предприятий. Основными источниками загрязнения водных объектов являются предприятия, осуществляющие целлюлозно-бумажное, химическое, металлургическое производство, полиграфическую деятельность, производство кокса, нефтепродуктов, добычу металлических руд, а также предприятия угольной промышленности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Общая площадь паводкоопасных районов на территории Российской Федерации достигает 400 тыс. кв. километров, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. кв. километров. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4, 6 млн. человек, хозяйственные объекты и более 7 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Паводкоопасными районами являются Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, а также Западная и Восточная Сибирь.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Приоритетами государственной политики в сфере государственного геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 1838-р, являются:
повышение уровня геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в сфере геологического изучения и освоения недр, в том числе в Арктике, Антарктике и на архипелаге Шпицберген;
выполнение обязательств по международным контрактам, заключенным Российской Федерацией с Международным органом по морскому дну на разведку твердых полезных ископаемых;
развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы как основы для создания новых минерально-сырьевых центров, поиски месторождений в новых перспективных районах;
выполнение геолого-разведочных работ на виды сырья, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и экономической безопасности Российской Федерации, дефицитные виды стратегического минерального сырья;
выявление месторождений нетрадиционных для Российской Федерации геолого-промышленных типов и видов полезных ископаемых, а также глубоко залегающих (не выходящих на поверхность) ;
обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы, в том числе за счет вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов и неразрабатываемых месторождений полезных ископаемых, а также вовлечения в переработку отходов недропользования для извлечения дополнительных объемов полезных ископаемых и ценных компонентов и полезное использование вскрышных и вмещающих горных пород;
государственный мониторинг состояния недр, включая оценку и прогнозирование изменений состояния подземных вод, опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов, работы специального геологического назначения;
воспроизводство подземных вод;
снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
повышение инвестиционной привлекательности недропользования и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геолого-разведочные работы;
информационное обеспечение управления развитием минерально-сырьевой базы в составе федеральных государственных информационных систем "Единый фонд геологической информации о недрах" и "Автоматизированная система лицензирования недропользования".
Указанные приоритеты направлены на создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания необходимого уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.
Основными целями государственной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса являются:
гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Достижение этой цели позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Российской Федерации, будет способствовать сбалансированному развитию страны и поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения интересов будущих поколений жителей Российской Федерации;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
Реализация государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее - Программа) влияет на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Экологическое благополучие", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
(Раздел в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2025 № 1465)
Задачами государственного управления в области развития минерально-сырьевой базы, направленными на укрепление национальной безопасности Российской Федерации в рамках достижения цели "Обеспечение экономики страны геологической информацией о недрах и воспроизводство запасов полезных ископаемых на уровне, предусмотренном Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года", являются:
выявление ресурсов и перспективных площадей на твердые полезные ископаемые (решается за счет проведения региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, прироста прогнозных ресурсов тверд