О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 г. № 864
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.11.2014 № 1167, от 29.10.2015 № 1167, от 25.05.2016 № 464, от 11.10.2016 № 1031, от 13.12.2017 № 1543, от 16.05.2020 № 703)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2013-2020 годах региональных целевых программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения, учитывать положения Программы, утвержденной настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 3 октября 2013 г. № 864
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.11.2014 № 1167, от 29.10.2015 № 1167, от 25.05.2016 № 464, от 11.10.2016 № 1031, от 13.12.2017 № 1543, от 16.05.2020 № 703)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1995-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации |
Государственные заказчики | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации (до 15 мая 2018 г.) , Министерство просвещения Российской Федерации (с 15 мая 2018 г.) , Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (с 15 мая 2018 г.) , Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 703) |
Основные разработчики Программы | - | Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" |
Цель и задачи Программы | - | целью является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 11, 981 тыс. человек (42, 8 процента) по сравнению с 2012 годом; задачами являются: создание системы пропаганды в целях формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; повышение культуры вождения; развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 703) |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях;социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения) ;транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств) |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2013-2020 годы, в том числе:I этап - 2013-2015 годы;II этап - 2016-2020 годы.Абзац (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2016 № 1031) |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы на 2013 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 38585, 0346 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 12530, 0938 млн. рублей, из них: прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 721, 5558 млн. рублей; капитальные вложения - 1887, 11 млн. рублей, в том числе: бюджетные инвестиции - 1854, 967 млн. рублей; субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации - 32, 143 млн. рублей; прочие нужды - 9921, 428 млн. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 24920, 8419 млн. рублей, в том числе прочие нужды - 24920, 8419 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 1134, 0989 млн. рублей, в том числе прочие нужды - 1134, 0989 млн. рублей (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 703) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 11, 981 тыс. человек (42, 8 процента) по сравнению с 2012 годом; сокращение социального риска к 2020 году на 45, 5 процента по сравнению с 2012 годом; сокращение транспортного риска к 2020 году на 53, 61 процента по сравнению с 2012 годом (Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 703) |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут или становятся инвалидами дети.
Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. На дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы составил 571407 человек.
Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 годы оценивается в 8188, 3 млрд. рублей, что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 год (8064, 3 млрд. рублей) . Несмотря на то что в 2011 году социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий снизился до 862 млрд. рублей, его годовой размер тем не менее все равно существенен и примерно равен расходам консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации за 2011 год на жилищно-коммунальное хозяйство (881, 25 млрд. рублей) .
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.
В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Внедрение программ повышения безопасности на дорогах России Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год назвал одной из актуальных задач развития страны.
Целями государственной демографической политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация и создание условий для роста его численности, а также повышение качества жизни и увеличение ее ожидаемой продолжительности.
Одним из главных направлений демографической политики в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, является снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Одним из инструментов достижения целей демографической политики Российской Федерации согласно плану мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р, должна стать федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" (далее - Программа) .
Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения также решаются в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы", целью которой является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Мероприятия указанной государственной программы Российской Федерации носят адаптационный характер и нацелены на решение инфраструктурных проблем пользования транспортной системой людьми с ограниченными возможностями. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2016 № 1031)
В рамках реализации Программы предусматриваются мероприятия, целью реализации которых станет решение организационных и образовательных проблем безопасного участия людей с ограниченными возможностями в дорожном движении (создание системы обучения людей с ограниченными возможностями пользоваться специальными автотранспортными средствами в качестве водителя и пассажира, а также решение ряда организационных проблем, связанных с допущением их к участию в дорожном движении и обучении) .
В федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) ", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848, входит подпрограмма "Автомобильные дороги", целевые индикаторы которой отражают деятельность, направленную на увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" предполагаются в виде снижения ограничения пропускной способности автомобильных дорог федерального значения, строительства и реконструкции таких дорог, включая строительство платных автомобильных и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. На условиях софинансирования из федерального бюджета планируется построить и реконструировать автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как Программа направлена на решение на тактическом уровне одной из задач указанной Стратегии - повышение безопасности дорожного движения.
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности.
Результаты реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100, свидетельствуют, что использование программно-целевых методов управления в этой сфере позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в стране. В ходе реализации этой программы основной акцент был сделан на таких важных направлениях, как предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование условий движения транспортных средств и повышение безопасности пешеходов. Активизировалась работа по обеспечению безопасности дорожного движения на региональном и муниципальном уровнях. Во всех субъектах Российской Федерации и большинстве муниципальных образований были приняты и реализовывались соответствующие программы. Таким образом, на федеральном, региональном и местном уровнях были сформированы единые подходы к снижению ущерба, наносимого государству и обществу последствиями дорожно-транспортных происшествий.
Итогом реализации программных мероприятий стало сокращение на 18, 9 процента числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях. В количественном выражении этот показатель снизился с 34506 человек в 2004 году до 27991 человека в 2012 году. Также отмечается сокращение по таким важным индикаторам, как тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (на 19 процентов) , социальный и транспортный риски (на 17, 6 процента и 41 процент соответственно) . В целом за 7 лет действия Программы сохранены жизни более 35 тыс. человек.
Позитивное влияние программно-целевых методов управления на состояние аварийности подтверждается динамикой значений следующих основных показателей аварийности в 1997-2012 годах, где:
1997-2003 годы - период деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого подхода, характеризующийся существенным ухудшением ситуации с аварийностью, в частности, рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за 6 лет составил 28, 7 процента;
2004-2005 годы - период начала действия программно-целевого подхода, характеризующийся сокращением числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 4, 6 процента в сравнении с уровнем 2003 года;
2006-2007 годы - период начала действия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", в котором отмечается первичный рост и последующее незначительное сокращение числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 1, 9 процента в сравнении с уровнем 2005 года;
2008-2012 годы - период снижения числа лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, по сравнению с 2007 годом. Снижение составило 16 процентов.
В 2009 году после преодоления инерции стартового периода реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" в России удалось впервые с 2000 года последовательно обеспечивать сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и достичь минимального зарегистрированного 20 лет назад уровня числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год. В этот период число погибших в дорожно-транспортных происшествиях не только сократилось, но и по темпам своего снижения опережало ожидаемую динамику значений этого показателя (за 2006-2010 годы - на 2039 человек) .
Оценивая эффективность федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", следует учитывать, что значительная часть периода ее реализации происходила в условиях недостаточного ресурсного обеспечения из-за последствий мирового финансового кризиса. В первую очередь это коснулось региональных целевых программ.
Принятие и реализация федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" позволили заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на дорогах России, в частности:
установлены до 2012 года цель, задачи, измеримые целевые ориентиры снижения числа лиц, ежегодно погибающих в дорожно-транспортных происшествиях;
разработана система программных мероприятий, ориентированных на достижение цели, и определены объемы и источники финансирования этих мероприятий;
во всех субъектах Российской Федерации и более чем в 1500 муниципальных образованиях приняты и реализуются программы по обеспечению безопасности дорожного движения;
активно работают региональные комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
Существенным результатом реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" стало начавшееся изменение отношения всех органов государственной власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Одним из основных факторов, позволивших достичь таких результатов, является успешная реализация программных мероприятий.
В рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" реализовано более 4 тысяч основных мероприятий стоимостью около 28 млрд. рублей, на средства федерального бюджета для субъектов Российской Федерации приобретено 13246 единиц материально-технических ресурсов на сумму свыше 7, 9 млрд. рублей.
Для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге построено и введено в действие 3 федеральных экспериментальных центра "Детский автогород" (в гг. Владивостоке, Ульяновске и Туапсе) и 15 детских автогородков, в 1000 общеобразовательных школ всех субъектов Российской Федерации для учащихся и учителей осуществлена рассылка комплектов учебно-методической литерату