О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. № 1672-р
МОСКВА
О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный МИДом России согласованный с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской Стороной проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (прилагается) .
Поручить МИДу России провести переговоры с Белорусской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
Проект
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, далее именуемые Сторонами,
руководствуясь Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.,
отмечая значительный прогресс в развитии и внедрении новейших информационно-коммуникационных технологий и средств, формирующих глобальное информационное пространство,
выражая озабоченность угрозами, связанными с возможностями использования в гражданской и в военной сферах таких технологий и средств в целях, не совместимых с задачами обеспечения международной безопасности и стабильности,
придавая важное значение международной информационной безопасности как одному из ключевых элементов системы международной безопасности,
будучи убежденными в том, что дальнейшее углубление доверия и развитие взаимодействия Сторон по вопросам обеспечения международной информационной безопасности являются настоятельной необходимостью и отвечают их интересам,
принимая во внимание важную роль информационной безопасности в обеспечении прав и основных свобод человека и гражданина,
учитывая резолюции от 13 декабря 2011 г. и от 11 декабря 2012 г. Генеральной Ассамблеи ООН "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности",
стремясь ограничить угрозы международной информационной безопасности, обеспечить интересы информационной безопасности Сторон и внести вклад в формирование международной информационной среды, для которой характерны мир, сотрудничество и гармония,
желая создать правовые и организационные основы сотрудничества Сторон в области обеспечения международной информационной безопасности,
согласились о нижеследующем:
Статья 1Основные понятия
Для целей взаимодействия Сторон в ходе выполнения настоящего Соглашения используются основные понятия, перечень которых приведен в приложении № 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 2Основные угрозы в области обеспечения международной информационной безопасности
При осуществлении сотрудничества в соответствии с настоящим Соглашением Стороны исходят из наличия следующих основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности:
1) разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны;
2) информационный терроризм;
3) информационная преступность;
4) использование доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств;
5) распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств;
6) угрозы безопасному и стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющие природный и (или) техногенный характер.
Согласованное понимание Сторонами существа указанных основных угроз отражено в перечне основных угроз в области международной информационной безопасности, их источников и признаков, предусмотренном приложением № 2, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 3Основные направления сотрудничества
С учетом основных угроз, указанных в статье 2 настоящего Соглашения, Стороны, их уполномоченные представители, а также компетентные органы государств Сторон, которые определяются в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения, осуществляют сотрудничество в области обеспечения международной информационной безопасности по следующим основным направлениям:
1) определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в области обеспечения международной информационной безопасности;
2) создание системы мониторинга и совместного реагирования на возникающие в этой области угрозы;
3) выработка совместных мер по развитию норм международного права в области ограничения распространения и применения информационного оружия, создающего угрозы обороноспособности, национальной и общественной безопасности;
4) противодействие угрозам использования информационно-коммуникационных технологий в террористических целях;
5) противодействие информационной преступности;
6) проведение необходимых для целей настоящего Соглашения экспертиз, исследований и оценок в области обеспечения информационной безопасности;
7) содействие обеспечению безопасного, стабильного функционирования и интернационализации управления сетью "Интернет";
8) обеспечение информационной безопасности критически важных объектов государств Сторон;
9) разработка и осуществление совместных мер доверия, способствующих обеспечению международной информационной безопасности;
10) разработка и осуществление согласованной политики по использованию электронной подписи (электронной цифровой подписи) и защите информации, в том числе защите персональных данных, при трансграничном информационном взаимодействии;
11) обмен информацией о законодательстве государств каждой из Сторон по вопросам обеспечения информационной безопасности;
12) совершенствование международно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества Сторон в обеспечении международной информационной безопасности;
13) создание условий для взаимодействия компетентных органов государств Сторон в целях реализации настоящего Соглашения;
14) взаимодействие в рамках международных организаций и форумов по проблемам обеспечения международной информационной безопасности;
15) обмен опытом, подготовка специалистов, проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов Сторон в области информационной безопасности;
16) обмен информацией по вопросам, связанным с осуществлением сотрудничества по перечисленным в настоящей статье основным направлениям;
17) формирование и осуществление согласованной в рамках Союзного государства военной политики в области международной информационной безопасности.
Стороны или компетентные органы государств Сторон могут по взаимной договоренности определять другие направления сотрудничества.
Статья 4Общие принципы сотрудничества
1. Стороны осуществляют сотрудничество и свою деятельность в международном информационном пространстве в рамках настоящего Соглашения таким образом, чтобы эта деятельность способствовала социальному и экономическому развитию, была совместимой с задачами поддержания международной безопасности и стабильности и соответствовала общепризнанным принципам и нормам международного права, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека, а также принципам двустороннего сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы государств Сторон.
2. Деятельность Сторон в рамках настоящего Соглашения должна быть совместимой с правом каждой Стороны искать, получать и распространять информацию с учетом того, что такое право может быть ограничено законодательством государства каждой Стороны в целях защиты интересов национальной и общественной безопасности.
3. Каждая Сторона имеет равное право на защиту информационных ресурсов и критически важных объектов своего государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от информационных атак на них.
Каждая Сторона не осуществляет по отношению к другой Стороне подобных действий и оказывает содействие другой Стороне в реализации указанного права.
Статья 5Основные формы и механизмы сотрудничества
1. В течение 60 дней с даты вступления настоящего Соглашения в силу Стороны обменяются по дипломатическим каналам данными о компетентных органах государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения.
2. С целью рассмотрения хода выполнения настоящего Соглашения, обмена информацией, анализа и совместной оценки возникающих угроз информационной безопасности, а также определения, согласования и координации совместных мер реагирования на такие угрозы Стороны проводят на регулярной основе консультации уполномоченных представителей Сторон и компетентных органов государств Сторон (далее - консультации) .
Очередные консультации проводятся по согласованию Сторон, как правило 2 раза в год, попеременно в Республике Беларусь и Российской Федерации.
Каждая из Сторон может инициировать проведение дополнительных консультаций, предлагая их время и место, а также повестку дня.
3. Практическое взаимодействие по конкретным направлениям сотрудничества, предусмотренным настоящим Соглашением, Стороны могут осуществлять по линии компетентных органов государств Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения.
4. В целях создания правовых и организационных основ сотрудничества по конкретным направлениям компетентные органы государств Сторон могут заключать соответствующие договоры межведомственного характера.
Статья 6Защита информации
Стороны обеспечивают надлежащую защиту передаваемой или создаваемой в ходе сотрудничества в рамках настоящего Соглашения информации, доступ к которой и распространение которой ограничены в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон.
Защита такой информации осуществляется в соответствии с законодательством государства получающей Стороны. Такая информация не раскрывается и не передается без письменного согласия Стороны, передавшей эту информацию.
Такая информация должным образом обозначается в соответствии с законодательством государств Сторон.
Защита государственной тайны Российской Федерации и (или) государственных секретов Республики Беларусь в ходе сотрудничества в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном обеспечении защиты государственной тайны Российской Федерации и государственных секретов Республики Беларусь от 20 января 2003 г., а также законодательством государств каждой из Сторон.
Статья 7Финансирование
1. Стороны самостоятельно несут расходы по участию их представителей и экспертов в соответствующих мероприятиях по исполнению настоящего Соглашения.
2. В отношении прочих расходов, связанных с исполнением настоящего Соглашения, Стороны в каждом отдельном случае могут согласовывать иной порядок финансирования в соответствии с законодательством своих государств.
Статья 8Отношение к другим международным договорам
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждой из Сторон по другим международным договорам, участником которых является ее государство.
Статья 9Разрешение споров
Стороны решают спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием или применением положений настоящего Соглашения, путем консультаций и переговоров между компетентными органами и в случае необходимости по дипломатическим каналам.
Статья 10Заключительные положения
1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступает в силу на 30-й день с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
2. Стороны могут вносить в настоящее Соглашение изменения, которые по взаимному согласию Сторон оформляются отдельным протоколом.
3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено по истечении 90 дней с даты получения одной из Сторон по дипломатическим каналам письменного уведомления другой Стороны о ее намерении прекратить действие настоящего Соглашения.
4. В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны принимают меры для полного выполнения обязательств по защите информации, а также обеспечивают выполнение ранее согласованных совместных работ, проектов и иных мероприятий, осуществляемых в рамках настоящего Соглашения и не завершенных к моменту прекращения действия настоящего Соглашения.
Совершено в г. " " 20 г. в двух подлинных экземплярах на русском языке.
За ПравительствоРоссийской Федерации | За ПравительствоРеспублики Беларусь |
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности
ПЕРЕЧЕНЬ основных понятий в области обеспечения международной информационной безопасности
"Информационная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве.
"Информационная война" - противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим объектам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.
"Информационная инфраструктура" - совокупность технических средств и систем создания, преобразования, передачи, использования и хранения информации.
"Информационное оружие" - информационные технологии, средства и методы, применяемые в целях ведения информационной войны.
"Информационная преступность" - использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в противоправных целях.
"Информационное пространство" - сфера деятельности, связанная с созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию.
"Информационные ресурсы" - информационная инфраструктура, а также собственно информация и ее потоки.
"Информационный терроризм" - использование информационных ресурсов и (или) воздействие на них в информационном пространстве в террористических целях.
"Защита информации" - комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение целостности (неизменности) , конфиденциальности, доступности и сохранности информации.
"Критически важные объекты" - объекты инфраструктуры государства, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению или разрушению экономики государства либо административно-территориальной единицы или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный срок.
"Международная информационная безопасность" - состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве.
"Неправомерное использование информационных ресурсов" - использование информационных ресурсов без соответствующих прав или с нарушением установленных правил, законодательства государств каждой из Сторон либо норм международного права.
"Несанкционированное вмешательство в информационные ресурсы" - неправомерное воздействие на процессы создания, обработки, преобразования, передачи, использования, хранения информации.
"Угроза информационной безопасности" - факторы, создающие опасность для личности, общества, государства и их интересов в информационном пространстве.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности
ПЕРЕЧЕНЬ основных угроз в области международной информационной безопасности, их источников и признаков
1. Разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны.
Источник угрозы - создание и развитие информационного оружия, способного нанести ущерб критически важным объектам государств, что может привести к новой гонке вооружений.
Признаки угрозы - применение информационного оружия в целях подготовки и ведения информационной войны, воздействия на системы транспортировки, коммуникаций и управления воздушными, противоракетными и другими видами объектов обороны, в результате чего государство утрачивает способность обороняться перед лицом агрессора и не может воспользоваться законным правом самозащиты; нарушение функционирования объектов информационной инфраструктуры, в результате чего парализуются системы управления и принятия решений в государствах; деструктивное воздействие на критически важные объекты.
2. Информационный терроризм.
Источник угрозы - террористические организации и лица, причастные к террористической деятельности, осуществляющие противоправные действия посредством или в отношении информационных ресурсов.
Признаки угрозы - использование информационных сетей террористическими организациями для осуществления террористической деятельности и привлечения в свои ряды новых сторонников; деструктивное воздействие на информационные ресурсы, приводящее к нарушению общественного порядка; контролирование или блокирование каналов передачи массовой информации; использование сети "Интернет" или других информационных сетей для пропаганды терроризма, создания атмосферы страха и паники в обществе; иное негативное воздействие на информационные ресурсы.
3. Информационная преступность.
Источник угрозы - лица или организации, осуществляющие неправомерное использование информационных ресурсов или несанкционированное вмешательство в такие ресурсы в преступных целях.
Признаки угрозы - проникновение в информационные системы для нарушения целостности, доступности и конфиденциальности информации; умышленное изготовление и распространение компьютерных вирусов и других вредоносных программ; осуществление сетевых атак и иного негативного воздействия; причинение ущерба информационным ресурсам; нарушение законных прав и свобод граждан в информационной сфере, в том числе права интеллектуальной собственности и неприкосновенности частной жизни; использование информационных ресурсов для совершения таких преступлений, как мошенничество, хищение, вымогательство, контрабанда, незаконная торговл