О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2012 г. № 1406
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 24.06.2013 № 531, от 22.11.2013 № 1055, от 15.02.2014 № 103, от 15.08.2014 № 810, от 25.12.2014 № 1488, от 18.08.2015 № 855, от 25.12.2015 № 1437, от 23.12.2016 № 1468, от 10.04.2017 № 430, от 14.12.2017 № 1555, от 03.10.2018 № 1186, от 24.12.2018 № 1649, от 25.12.2019 № 1840, от 21.05.2020 № 722, от 29.12.2020 № 2351, от 14.09.2021 № 1560, от 23.12.2021 № 2414, от 20.10.2022 № 1873, от 14.10.2023 № 1702, от 15.07.2024 № 963)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2351)
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 декабря 2012 г. № 1406 (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 29 декабря 2020 г. № 2351)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1560, от 23.12.2021 № 2414, от 20.10.2022 № 1873, от 14.10.2023 № 1702, от 15.07.2024 № 963)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие судебной системыРоссии на 2013 - 2024 годы"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 1735-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1560) |
Государственные заказчики Программы | - | Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") , Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов |
Основной разработчик Программы | - | Министерство экономического развития Российской Федерации |
Цели Программы | - | повышение качества осуществления правосудия; совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций |
Задачи Программы | - | обеспечение открытости и доступности правосудия; создание необходимых условий для осуществления правосудия; обеспечение независимости судебной власти; построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения; модернизация судебно-экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной, в количестве опрошенных лиц (процентов) ; доля граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной, в количестве опрошенных лиц (процентов) ; количество арбитражных судов, реализующих возможность электронного взаимодействия с обществом (частными и юридическими лицами) , используя систему электронного правосудия (единиц) ; количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами видеопротоколирования хода судебных заседаний (единиц) ; количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами аудиопротоколирования хода судебных заседаний (единиц) ; доля федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных комплектами видео-конференц-связи, в общем количестве судов общей юрисдикции (процентов) ; количество залов судебных заседаний и кабинетов судей федеральных судов, оснащенных комплектами видео-конференц-связи (единиц) (начиная с 2021 года) ; количество залов судебных заседаний и кабинетов судей арбитражных судов, оснащенных системой видео-конференц-связи (процентов (до 2014 года) /единиц (после 2014 года) ; количество арбитражных судов, оснащенных системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний (процентов (до 2014 года) /единиц (после 2014 года) ; внедрение технических средств и систем обеспечения безопасности зданий федеральных судов (количество зданий) ; количество федеральных и мировых судей, обеспеченных жилыми помещениями (человек) ; количество государственных служащих, которым предоставлена субсидия на приобретение жилых помещений (человек) ; количество судей, которым предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение жилых помещений (человек) (начиная с 2020 года) ; размер общей площади служебных помещений, приходящейся на 1 федерального судью (кв. метров) ; количество построенных, реконструированных и приобретенных зданий государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, размещение которых улучшилось (единиц) ; повторные экспертизы после экспертиз государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, не подтвердившие выводы по тем же исходным данным (процентов) ; фактический объем судебных экспертиз и экспертных исследований, выполненных сверх объема государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации (процентов) ; интенсивность исполнения требований исполнительных документов (процентов) ; количество посетителей официального сайта Верховного Суда Российской Федерации (единиц) ; количество запросов о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, поданных в электронном виде (единиц) ; количество процессуальных обращений в Верховный Суд Российской Федерации, поданных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (единиц) ; количество судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, выполненных в электронном виде (единиц) ; количество судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, выполненных в электронном виде, направленных участникам судебного процесса посредством их размещения на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в режиме ограниченного доступа (единиц) ; объем дискового пространства систем хранения данных в Верховном Суде Российской Федерации (терабайт) |
Сроки реализации Программы | - | 2013 - 2024 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на 2013 - 2024 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 113607, 31 млн. рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1560, от 23.12.2021 № 2414, от 20.10.2022 № 1873, от 14.10.2023 № 1702) капитальные вложения - 94244, 79 млн. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 № 1560, от 23.12.2021 № 2414, от 20.10.2022 № 1873, от 14.10.2023 № 1702) прочие нужды - 19362, 52 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | - | повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров; обеспечение доступности и открытости правосудия; повышение авторитета судебной власти; создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе; обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в Верховном Суде Российской Федерации, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органах; повышение качества исполнения судебных актов и проводимых судебных экспертиз |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.
Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.
Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.
Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.
Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:
защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;
проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;
создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;
борьба с коррупцией;
существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;
кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.
Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды по вопросам защиты интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.
Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" (далее - Программа) по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.
В целях технического обеспечения прав граждан на участие в судебных заседаниях и повышения уровня доступности правосудия предлагается предусмотреть мероприятия по развитию использования в судах системы видео-конференц-связи.
Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:
участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;
проведения закрытых судебных заседаний;
участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи;
тайны совещаний судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей;
допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;
воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;
надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;
надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;
надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
хранения и осмотра вещественных доказательств;
ознакомления с материалами дел для прокуроров, адвокатов и иных участников судебных процессов под контролем работников аппарата суда;
архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;
организации работы с юридической литературой;
получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.
Кроме того, в связи с образованием в составе Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанным 18 марта 2014 г. в г. Москве и ратифицированным 21 марта 2014 г., новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя существует необходимость создания надлежащих условий для осуществления независимого правосудия на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов является по-прежнему актуальным.
Внедрение в деятельность судов современных информационных технологий позволило поднять на качественно иной уровень организацию их деятельности.
Ключевым средством информатизации Верховного Суда Российской Федерации стали информационные системы Верховного Суда Российской Федерации, сведения о которых внесены в Федеральную государственную информационную систему координации информатизации.
Указанные системы представляют собой совокупность информационных ресурсов и комплексов средств автоматизации функциональных подсистем, сетей связи и передачи данных, включая официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации.
Информационные системы Верховного Суда Российской Федерации предназначены для повышения эффективности работы судей и работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, открытости и доступности правосудия, обеспечения электронного судопроизводства и доступа граждан к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
В этой связи в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативно-правовую базу по судебной экспертизе.
Вместе с тем возможности государственной судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации ограничены бюджетным финансированием, сегодня они уже практически исчерпаны и не соответствуют в полной мере возросшим потребностям судов в производстве экспертиз, в первую очередь строительно-технических, автотехнических и автооценочных, финансово-экономических, товароведческих, экологических, лингвистических, психологических, компьютерно-технических и почерковедческих экспертиз.
Реализация мероприятий Программы по созданию условий для осуществления качественных экспертиз судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации и внедрению в судебно-экспертну