О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. № 644
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) "
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.09.2012 № 936; от 18.02.2014 № 121; от 18.12.2014 № 1407; от 25.05.2016 № 464; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118; от 07.02.2018 № 117)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) " (далее - Программа) .
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2011 - 2018 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 августа 2011 г. № 644
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) "
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.09.2012 № 936; от 18.02.2014 № 121; от 18.12.2014 № 1407; от 25.05.2016 № 464; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118; от 07.02.2018 № 117)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) "
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы) " |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р |
Государственные заказчики Программы | - | Федеральное агентство по туризму (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.09.2012 № 936; от 11.06.2016 № 534) |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Федеральное агентство по туризму (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2012 № 936) |
Основные разработчики Программы | - | Федеральное агентство по туризму (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2012 № 936) |
Цель Программы | - | повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах |
Задачи Программы | - | развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; повышение качества туристских услуг; продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения;численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения;площадь номерного фонда коллективных средств размещения;инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) ;количество койко-мест в коллективных средствах размещения;количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения;количество лиц, работающих в туристских фирмах;объем платных туристских услуг, оказанных населению;объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
Срок и этапы реализации Программы | - | 2011 - 2018 годы:первый этап - 2011 - 2014 годы;второй этап - 2015 - 2018 годы |
Объем и источники финансирования | - | общий объем финансирования Программы на 2011 - 2018 годы в ценах соответствующих лет составляет 120, 7 млрд. рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118; от 07.02.2018 № 117) за счет средств федерального бюджета - 26, 7 млрд. рублей (22, 1 процента) , из них: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118; от 07.02.2018 № 117) капитальные вложения - 24, 5 млрд. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118) прочие расходы - 2, 2 млрд. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 31.01.2017 № 118) за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 8, 4 млрд. рублей (7 процентов) ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118; от 07.02.2018 № 117) за счет средств внебюджетных источников - 85, 6 млрд. рублей (70, 9 процента) (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534; от 31.01.2017 № 118; от 07.02.2018 № 117) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2014 № 121) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) на 26 процентов по сравнению с 2010 годом) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) удовлетворение потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (рост численности граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, на 20 процентов по сравнению с 2010 годом) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 10 процентов и работающих в туристских фирмах на 17 процентов по сравнению с базовым уровнем 2010 года) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 2 раза и объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 1, 9 раза по сравнению с 2010 годом) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 2, 4 раза по сравнению с 2010 годом) . (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) Абзац: (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) абзац (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407) |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.
Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. и от 30 ноября 2010 г. отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный) , культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
Рекреационный (пляжный) туризм является одним из самых популярных видов отдыха у россиян. По экспертным оценкам, 38 процентов российских туристов предпочитают отдыхать на Черноморском и Азовском побережьях (Южный федеральный округ) , а также на Балтийском побережье (Северо-Западный федеральный округ) и пляжах Японского моря (Дальневосточный федеральный округ) . Наиболее перспективными регионами с точки зрения развития этого вида туризма являются регионы Южного федерального округа - Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область, Северо-Западного федерального округа - Калининградская область, Дальневосточного федерального округа - Приморский край и Хабаровский край, а также Северо-Кавказского федерального округа - Республика Дагестан. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534)
Из более чем 2000 километров теплых морских побережий в России в настоящее время благоустроена и пригодна для пляжного отдыха лишь 1/3 часть. В 2009 году на российских пляжных курортах отдохнуло порядка 10, 7 млн. туристов. При соответствующем развитии инфраструктуры указанного вида туризма курорты Российской Федерации смогут принимать на пляжный отдых дополнительно более 12 млн. туристов.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа - это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5, 64 млн. человек. К регионам, стратегически важным для развития культурного туризма, отнесены гг. Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, г. Ярославль, Владимирская область, а также маршруты Золотого кольца и Серебряного кольца, известные круизные маршруты "Большая Волга" и "Московская кругосветка". Перспективными регионами с точки зрения развития этого вида туризма являются регионы Северо-Западного федерального округа - Республика Карелия, Республика Коми, регионы Центрального федерального округа - Московская область, Брянская область, Тульская область, регионы Приволжского федерального округа - Республика Марий-Эл, Удмуртская Республика. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534)
Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.) представляет особый интерес для России. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в таких субъектах Российской Федерации, как Приморский край (г. Владивосток) , Краснодарский край (г. Сочи) и Республика Татарстан (г. Казань) . Строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства современных бизнес- и конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлечь дополнительно более 5 млн. человек. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407)
В России существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма - горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. В то время как некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие - обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. В группу регионов, стратегически важных для развития активного туризма, отнесены Алтайский край, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия) , Республика Бурятия, Камчатский край и Приморский край. Перспективными регионами как центрами горнолыжного туризма, безусловно, являются Краснодарский край (г. Сочи) , Мурманская область (г. Кировск) и Кемеровская область (пос. Шерегеш) . Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 2, 5 млн. человек. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1407; от 11.06.2016 № 534)
Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Традиционные оздоровительные методики поддерживаются в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, известных своими уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского и Сибирского федеральных округов. Природные оздоровительные ресурсы страны потенциально могут привлечь дополнительно более 2 млн. туристов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2016 № 534)
Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента) . Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем Российской Федерации к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма в перспективных регионах (в том числе обеспечение новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток свыше 0, 3 млн. человек.
Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 - 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников.
Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт.
Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского насе