ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 июня 2011 г. № 1019-р
МОСКВА
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела;
учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года при разработке и утверждении региональных целевых программ развития культуры.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерацииот 10 июня 2011 г. № 1019-р
КОНЦЕПЦИЯ долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года
I. Общие положения
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, определены основные цели и задачи государственной политики в сфере культуры.
В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) представлен анализ современного состояния театрального дела в Российской Федерации, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в Российской Федерации, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции используются следующие понятия:
"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
"театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;
"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством) , обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.) , делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;
"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.) , театр кукол, театр пантомимы и др.;
"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
"труппа" - творческий коллектив артистов театра;
"спектакль" - акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;
"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"постановка" - создание спектакля;
"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;
"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;
"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
"свободная площадка" - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли) , в другом регионе (межрегиональные гастроли) , в другой стране (зарубежные гастроли) ;
"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства.
II. Цель и задачи Концепции
В предстоящем 10-летии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.
Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Театральное дело в России имеет многовековую историю. 30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении первого в стране постоянно действующего профессионального театра: Российского для представления трагедий и комедий театра. Документ об учреждении этого первого придворного театра положил начало государственной театральной политике российского государства. Дальнейшее развитие театрального дела в дореволюционной России дало начало существованию театров разных видов. Казенные театры (в столицах - императорские) финансировались из государственной казны. Городские театры, учреждаемые городской управой, финансировались из бюджета города. Частные театры (до 1861 года - преимущественно крепостные) , антреприза, актерские товарищества также в разных формах поддерживались государством.
В послереволюционное время к 1928 году сеть театров была полностью национализирована. И только в конце 80-х годов началось возрождение негосударственных театров. Сначала это были театры в форме производственных кооперативов, а позднее и в иных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством. При всей важности развития негосударственного сектора в современном отечественном театральном деле основные социальные функции остаются за государственными и муниципальными театрами.
Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ - один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.
Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками и музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России.
Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное, образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности.
Мировая наука и практика не выработали единого универсального подхода к финансированию искусства вообще и театрального искусства в частности. Если для США характерна государственная поддержка некоммерческих театров через систему налоговых льгот благотворительным фондам и индивидуальным жертвователям, то большинство западноевропейских стран осуществляют финансирование сценического искусства непосредственно из государственного бюджета. Такое финансирование составляет существенную часть в бюджете театров, как правило, не менее 30 процентов. Остальные издержки театров покрываются за счет собственных доходов и поступлений от спонсоров и жертвователей. В ряде стран в целях исключения возможности влияния государства на творческую деятельность театров применяется принцип "вытянутой руки", когда средства государственного бюджета выделяются независимым от правительства общественным организациям (например, Совет по культуре в Великобритании) и далее распределяются организациям культуры и искусства, в том числе театрам. Вместе с тем наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка театра носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности, по сути, неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.
За прошедшие 20 лет театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Развитие независимых театральных объединений и инициатив, многообразие форм организации театрального дела и иные элементы инфраструктуры художественного рынка стали неотъемлемой частью российского театра на современном этапе.
Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства и не допустить отставания театрального дела от общего развития. Необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности. В таком контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
Существование и развитие искусства в любом государстве, претендующем на ведущие позиции в современном мире, определяет необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого, определяются 3 направления развития театрального дела в России. Во-первых, следует использовать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо сохранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров и театральных учебных заведений в международном пространстве.
В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра. Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования как в государственном, так и в частном секторе.
В предстоящем 10-летии театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему духовным запросам россиян.
Целью Концепции является определение путей и способов сохранения достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) - обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;
поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.
Для решения этих задач предусматривается:
сохранение сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;
государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив, увеличение их доли в российском театральном деле;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы.
III. Доступность театрального искусства для населения России
За последние 15 лет российский театр пережил кардинальные изменения, коснувшиеся практически всех аспектов его деятельности - от организации творческого процесса до принципов управления и экономики. Несмотря на сложное положение и необходимость адаптации к новым условиям, российский театр за этот период смог расширить свою деятельность, хотя и не достиг уровня основных показателей конца 80-х годов.
Сеть театров
Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из значимых факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решения об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.
Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что число государственных и муниципальных театров в России неуклонно растет. За период с 1993 по 2009 год их число выросло на 40 процентов: с 427 до 601 театра. При этом следует иметь в виду, что в статистический учет попадают не все муниципальные театры, а театры, учредителями которых не являются государственные и муниципальные органы (далее - частные театры) , здесь вообще не представлены.
Театральное предложение отличается жанровым разнообразием и отвечает структуре театральных потребностей разных групп населения только в городах-миллионниках и некоторых крупнейших городах России. Количество театров и театральных предложений не полностью удовлетворяет потребности населения страны.
В настоящее время в России имеют свои театры 18, 8 процента населенных пунктов, обладающих статусом городских поселений и городских округов (далее - города) . Лишь менее чем половине жителей российских городов доступно посещение театра в своем городе. В российских городах с численностью населения до 50 тыс. человек практически нет театров (12 театров на 637 городов) . Лишь 21, 5 процента городов с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек имеют театры. Значительно лучшими являются такие показатели в отношении более крупных городов (из городов с населением от 100 до 250 тыс. человек имеют театры 65, 3 процента, от 250 до 500 тыс. человек - 97, 5 процента и свыше 500 тыс. человек - 100 процентов) . Но для этих городов показатель наличия театра оказывается уже недостаточным. Необходимо проследить соотношение между численностью населения города и количеством театров разных видов, а также количеством мест в зрительных залах и т. п.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р одобрены социальные нормативы и нормы в части услуг профессиональных театров, устанавливающие минимальное количество государственных и муниципальных театров разных видов в субъектах Российской Федерации (кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга) , зрительских мест на каждые 5 тыс. человек в городских поселениях и городских округах, число жителей которых составляет более 100 тыс. человек. Из 81 субъекта Российской Федерации указанные социальные нормативы в той или иной части не соблюдаются в 77 субъектах Российской Федерации.
В 41 субъекте Российской Федерации нет театров юного зрителя, в 6 - театров драмы. В 43 субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 800 тыс. человек нет театров оперы и балета, хотя этого требуют указанные социальные нормативы. В 36 из 165 городов России с численностью населения более 100 тыс. человек обеспеченность жителей местами в театральных залах не соответствует социальному нормативу, причем в 33 из этих городов театров нет вообще.
Российский театр пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Но при сопоставлении статистических данных по развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Если в России в расчете на 1 млн. жителей работает 3, 2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции - 13, 6, во Франции - 9, 6, в Великобритании - 8, 9, в Италии - 5, 9. При этом в любой плотно заселенной стране Европы житель небольшого населенного пункта, не имеющего театра, может легко попасть на спектакль в соседнем городе. Для россиянина, живущего в городе, где нет театра, а тем более в сельской местности, возможность приобщения к театральному искусству либо исключена, либо сильно затруднена.
О существенной нехватке театрального предложения свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 г. Согласно полученным данным, почти половина (47 процентов) жителей России практически не посещает театры, а 29 процентов вообще никогда не бывали в них. В качестве главной причины, по которой россияне не ходят в театр, было названо его отсутствие в месте проживания (35 процентов) .
Театральное предложение
Статистические данные свидетельствуют о росте общего числа мероприятий, проведенных театрами России: со 108 тыс. в середине 90-х годов до 139 тыс. в 2009 году. Увеличилось и число новых постановок - с 1705 в 1993 году до 2350 в 2009 году. Такой рост показателей пропорционален увеличению количества театров за тот же период.
Число спектаклей, показанных на собственных площадках, выросло с 87, 6 тыс. в 2003 году до 104, 3 тыс. в 2009 году. Число посещений российских театров после резкого спада (конец 80-х годов - первая половина 90-х годов) начиная с 2000 года имело тенденцию роста, а в 2003 - 2009 годах стабилизировалось на отметке 30 млн. посещений + 1, 5 процента в год.
Стабилизация числа посещений театров при росте количества показанных спектаклей объясняется, в частности, тенденцией увеличения числа мероприятий на малых площадках. Появление малых сцен в начале 70-х годов в российских театрах, получившее в последующем б