Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. № 138
МОСКВА
Действует до 1 ноября 2026 г. - пункт 3 настоящего постановления
Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 743, от 19.07.2012 № 735, от 08.07.2015 № 685, от 04.08.2015 № 787, от 18.02.2016 № 112, от 12.07.2016 № 668, от 14.02.2017 № 182, от 02.12.2017 № 1460, от 30.01.2018 № 84, от 13.06.2018 № 675, от 03.02.2020 № 74, от 02.12.2020 № 1991, от 21.06.2023 № 1016, от 29.03.2024 № 393)
В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 40, ст. 4861) ;
пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 767 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52, ст. 5587) .
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2010 г. и действует до 1 ноября 2026 г. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № 1991)
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 11 марта 2010 г. № 138
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА использования воздушного пространства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 743, от 19.07.2012 № 735, от 08.07.2015 № 685, от 04.08.2015 № 787, от 18.02.2016 № 112, от 12.07.2016 № 668, от 14.02.2017 № 182, от 02.12.2017 № 1460, от 30.01.2018 № 84, от 13.06.2018 № 675, от 03.02.2020 № 74, от 02.12.2020 № 1991, от 21.06.2023 № 1016, от 29.03.2024 № 393)
I. Общие положения
1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
2. В настоящих Федеральных правилах используются следующие определения:
"аварийное оповещение" - уведомление поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих бедствие;
"аэроузел" - объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов) , которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования;
"аэронавигационные данные" - сведения об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов;
"аэронавигационная информация" - информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных;
"аэростат" - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;
"безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74)
"боковое эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;
"вертикальное эшелонирование" - рассредоточение пилотируемых воздушных судов по высоте на установленные интервалы, выражаемые в величинах абсолютной (относительной) высоты при полетах на высоте перехода и ниже и через эшелоны полета при полетах на эшелоне перехода и выше; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 685, от 03.02.2020 № 74)
"визуальный полет беспилотного воздушного судна" - полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74)
"воздушная трасса" - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;
"воздушное движение" - воздушные суда (летательные аппараты) , находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома;
"воздушное судно-нарушитель" - воздушное судно (летательный аппарат) , допустившее нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации или пересекшее государственную границу Российской Федерации с нарушением установленных правил;
"воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации" - часть воздушного пространства над государственной границей Российской Федерации, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;
"временный режим" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства Российской Федерации в отдельных его районах;
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № 1991)
"горизонтальное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов в горизонтальной плоскости по расстоянию на установленные интервалы; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 685)
"диспетчерское обслуживание" - обслуживание (управление) , предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования воздушного движения;
"диспетчерское разрешение" - разрешение экипажу воздушного судна действовать в соответствии с условиями, доведенными органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) ;
"дирижабль" - летательный аппарат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости;
"документ аэронавигационной информации" - публикация, содержащая аэронавигационную информацию;
"Единая система" - Единая система организации воздушного движения Российской Федерации;
"запретная зона" - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого запрещено использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Федеральными правилами; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № 1991)
"зона ограничения полетов" - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями;
"зона (район) Единой системы" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого оперативные органы Единой системы осуществляют свои функции;
"использование воздушного пространства" - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов) , а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.) , которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения;
"контролируемый аэродром" - аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения вне зависимости от наличия диспетчерской зоны;
"контролируемое воздушное пространство" - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание;
"координирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на оптимизацию воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства;
"кратковременное ограничение" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства для обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов;
"маршрут обслуживания воздушного движения" - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;
"маршрут полета" - проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;
"маршрут зональной навигации" - маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
"международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;
"местная воздушная линия" - контролируемое воздушное пространство (ниже эшелона перехода) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;
"местный режим" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства в отдельных районах воздушного пространства зоны Единой системы;
"неконтролируемый аэродром" - аэродром, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2020 № 74)
"извещение NОТАМ" - извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию;
"обслуживание воздушного движения" - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание;
"опасная зона" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов;
"органы Единой системы" - руководящие органы (Федеральное агентство воздушного транспорта и его территориальные органы) , а также оперативные органы Единой системы;
"органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) " - оперативные органы Единой системы, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, операторов аэродромов гражданской авиации, не включенных в состав аэропортов федерального значения, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также операторов вертодромов гражданской авиации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 № 182)
"органы противовоздушной обороны" - оперативные органы Вооруженных Сил Российской Федерации, на которые возложена задача несения боевого дежурства по противовоздушной обороне;
"план использования воздушного пространства" - определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые центрам Единой системы;
"планирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами;
"полетно-информационное обслуживание воздушного движения" - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;
"пользователи воздушного пространства" - физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;
"приаэродромная территория" - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории;
"продольное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;
"разовый полет" - любой полет воздушного судна, не являющийся регулярным полетом;
"разрешение на использование воздушного пространства" - предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы;
"район аэродрома" - воздушное пространство обслуживания воздушного движения аэродрома (узловой диспетчерский район, диспетчерская зона) либо часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенные для организации выполнения полетов по схемам вылета, захода на посадку, ухода на второй круг, полета по кругу; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № 1991)
"район аэроузла" - часть воздушного пространства, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов с 2 и более близко расположенных аэродромов;
"районный центр" - оперативный орган Единой системы, предназначенный для организации использования воздушного пространства в своем районе Единой системы;
"район полетной информации" - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;
"связь "диспетчер - пилот" по линии передачи данных" - средство связи между диспетчером и пилотом в целях управления воздушным движением с использованием линии передачи данных; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 685)
"система наблюдения обслуживания воздушного движения" - системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения, первичного обзорного радиолокатора, вторичного обзорного радиолокатора или любая другая наземная (воздушная, морская) система, позволяющая опознать воздушное судно и обеспечивающая уровень безопасности полетов и характеристики, не хуже обеспечиваемых моноимпульсным вторичным обзорным радиолокатором; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 685)
"сокращенный интервал вертикального эшелонирования (RVSМ) " - интервал вертикального эшелонирования, применяемый в диапазоне от эшелона полета 290 до эшелона полета 410 для эшелонирования воздушных судов, имеющих допуск к полетам с применением RVSМ; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 685)
"старший авиационный начальник" - должностное лицо, наделенное правами и обязанностями, определенными воздушным законодательством Российской Федерации. Для аэродромов, вертодромов и посадочных площадок гражданской авиации старшим авиационным начальником является должностное лицо, назначаемое главным оператором аэропорта, вертодрома или владельцем посадочной площадки, а для аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования старшим авиационным начальником аэродрома (вертодрома) является должностное лицо, назначенное уполномоченным органом, в ведении которого находится такой аэродром (вертодром) ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 743; от 13.06.2018 № 675)
"структура воздушного пространства" - совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскости элементов воздушного пространства, предназначенных для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства;
абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2020 № 1991)
"управление полетами" - действия группы руководства полетами организаций государственной и экспериментальной авиации, направленные на своевременное и безопасное выполнение экипажами воздушных судов полетных заданий;
"эшелонирование" - вертикальное, горизонтальное (продольное, боковое) рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 685)
"эшелон перехода" - самый нижний эшелон полета, который может быть использован для полета выше высоты перехода;
"эшелон полета" - поверхность постоянного атмосферного давления, отнесенная к установленной величине давления 760 мм ртутного столба (1013, 2 гПа) и отстоящая от других таких поверхностей на величину установленных интервалов давления; (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 743)
"давление QNE" - стандартное атмосферное давление с заранее определенным значением 760 мм ртутного столба или 1013, 2 гПа, устанавливающим единый уровень отсчета барометрической высоты;
"давление QFE" - атмосферное давление на уровне превышения аэродрома (вертодрома) (или порога взлетно-посадочной полосы) ;
"давление QNH аэродрома" - атмосферное давление на аэродроме, приведенное к среднему уровню моря (здесь и далее применяется уровень Балтийского моря) по стандартной атмосфере;
"давление QNH района" - атмосферное давление, минимальное из приведенных к среднему уровню моря по стандартной атмосфере фактических давлений в пределах района полетной информации или его части;
"RNP" - префикс, обозначающий навигационную спецификацию, основанную на зональной навигации, которая включает требование к контролю на борту воздушного судна за выдерживанием и выдачей предупреждений о несоблюдении навигационных характеристик;
"RNAV" - префикс, обозначающий навигационную спецификацию, основанную на зональной навигации, которая не включает требование к контролю на борту воздушного судна за выдерживанием и выдаче предупреждений о несоблюдении навигационных характеристик;
"абсолютная высота" - расстояние по вертикали от среднего уровня моря до уровня, точки или объекта, принятого за точку;
"абсолютная высота перехода" - абсолютная высота, на которой или ниже которой положение воздушного судна в вертикальной плоскости выдерживается в значениях абсолютной высоты;
"бюллетень доступности воздушного пространства" - документ аэронавигационной информации, публикуемый главным центром Единой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий аэронавигационные данные, предоставляющие пользователю воздушного пространства оперативную информацию о доступности элементов структуры воздушного пространства для планирования деятельности на определенный период времени;
"взлет" - этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета п