О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. № 643
МОСКВА
О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, от 04.09.2015 № 941, от 31.12.2016 № 1575, от 19.12.2017 № 1588, от 18.10.2023 № 1729)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" и в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543)
перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 787 "Об утверждении Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и Правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 51, ст. 5201) в части утверждения Положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 5 августа 2009 г. № 643
ПОЛОЖЕНИЕ о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, от 04.09.2015 № 941, от 31.12.2016 № 1575, от 19.12.2017 № 1588, от 18.10.2023 № 1729)
1. Настоящее Положение определяет:
а) цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, за исключением тарифов, сборов и платы в отношении международных транзитных железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации (далее - тарифы, сборы и плата) ;
б) основы ценообразования в отношении работ (услуг) , выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок;
в) правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543)
2. Тарифы на перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в международном транзитном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Введение в действие и применение тарифов на международные транзитные железнодорожные перевозки осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
"органы регулирования" - Федеральная антимонопольная служба и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование тарифов, сборов и платы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543; от 04.09.2015 № 941)
"субъект регулирования" - субъект естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок, выполняющий работы (оказывающий услуги) , включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством;
"тариф" - ценовая ставка за работы (услуги) , выполняемые (оказываемые) субъектами регулирования;
"сбор" - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы (услуги) , выполняемой (оказываемой) субъектами регулирования;
"долгосрочный период регулирования" - период регулирования сроком не менее 5 лет, а в отношении договоров на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации - не менее срока действия таких договоров; (Дополнение6 абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
"единственный поставщик" - производитель (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для нужд субъекта регулирования, с которым субъект регулирования заключает договор без проведения конкурсных процедур закупок, предусмотренных положением о закупке субъекта регулирования. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
4. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется в следующих целях:
а) создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования;
б) обеспечение баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами;
в) оптимизация совокупных транспортных затрат;
г) создание условий для экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики страны;
д) сохранение единого социально-экономического пространства страны и создание условий для углубления транспортно-экономических связей между регионами;
е) создание условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте общего пользования;
ж) обеспечение недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
з) повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта общего пользования;
и) создание экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.
5. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается на следующих принципах:
а) формирование тарифов, сборов и платы с учетом данных раздельного учета расходов, доходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим, укрупненным видам работ (услуг) , сегментам деятельности (естественно-монопольный, конкурентный) субъектов регулирования;
б) установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования;
в) применение на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы.
6. Государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции.
61. Решения об изменении уровня тарифов, сборов и платы в случаях, предусмотренных пунктом 9 Порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, являющегося приложением № 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение № 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г.) , вправе принимать субъект регулирования в рамках предельных уровней таких тарифов, сборов и платы, установленных Федеральной антимонопольной службой в соответствии с утвержденными этой Службой методическими указаниями. Указанное изменение тарифов, сборов и платы может осуществляться с применением понижающих и повышающих коэффициентов, определяемых субъектами регулирования на период до 10 лет. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
7. Тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
71. Тарифы, сборы и плата, государственное регулирование которых осуществлялось в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 Положения об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов, сборов, платы) в сфере железнодорожных перевозок, услуг в морских портах и аэропортах на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1546 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов, сборов, платы) в сфере железнодорожных перевозок, услуг в морских портах и аэропортах на территориях Республики Крым и г. Севастополя", устанавливаются субъектом регулирования в размере, не превышающем размера соответствующих тарифов, сборов и платы, опубликованных в тарифных руководствах, утвержденных органами регулирования. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1575)
72. Тарифы, сборы и плата, установленные субъектом регулирования в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил, применяются до введения в действие соответствующих тарифов, сборов и платы, установленных органами регулирования в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 1575)
73. Тарифы, сборы и плата в отношении перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозок порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов (далее - перевозки грузов) , и оказания услуг по использованию инфраструктуры при перевозке грузов устанавливаются органом регулирования на долгосрочный период регулирования с учетом параметров ограничения темпов их роста, определяемых Правительством Российской Федерации. (Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
8. Органы регулирования в пределах их компетенции устанавливают правила применения тарифов, сборов и платы, порядок опубликования и введения в действие установленных тарифов, сборов и платы и правил их применения, а также внесенных в них изменений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
9. Тарифы, сборы и плата устанавливаются в виде фиксированных (предельных) ценовых ставок тарифов, сборов и платы. Фиксированные (предельные) ставки тарифов, сборов и платы могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы.
91. Орган регулирования может устанавливать дополнительные целевые надбавки (в виде коэффициента дополнительной индексации тарифов) к тарифам, сборам и плате в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов для финансирования мероприятий:
по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
по поддержанию технического состояния и обновлению локомотивного парка;
по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации;
по компенсации расходов, связанных с обеспечением транспортной безопасности. (Дополнение абзацем - Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2023 № 1729)
Установление указанных дополнительных целевых надбавок осуществляется при условии утверждения Министерством транспорта Российской Федерации соответствующих программ мероприятий, финансируемых за счет таких надбавок.
В случае установления указанных дополнительных целевых надбавок орган регулирования доводит до сведения Министерства экономического развития Российской Федерации информацию о размере таких дополнительных целевых надбавок в целях их учета при формировании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
10. Порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной антимонопольной службой. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 № 941)
11. Принципы дифференциации тарифов, сборов и платы определяются органом регулирования с учетом условий организации перевозочного процесса, влияющих на величину расходов и доходов субъектов регулирования.
12. Тарифы, сборы и плата могут предусматривать выделение тарифных составляющих, учитывающих расходы, связанные:
а) с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктурная тарифная составляющая) ;
б) с выполнением перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования (перевозочная тарифная составляющая) ;
в) с содержанием и эксплуатацией локомотивов (локомотивная тарифная составляющая) ;
г) с содержанием и эксплуатацией вагонов и контейнеров (вагонная и контейнерная тарифные составляющие) ;
д) с обслуживанием пассажиров на вокзалах и оказанием услуг, связанных с обработкой и хранением багажа, грузобагажа в багажных отделениях железнодорожных станций (вокзальная и багажная тарифные составляющие) ;
е) с работой терминальных комплексов при выполнении грузовых железнодорожных перевозок (терминальная тарифная составляющая) .
13. Основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
По мере развития конкуренции в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг Федеральная антимонопольная служба принимает решение о применении методов регулирования тарифов, сборов и платы, изменении этих методов или о прекращении регулирования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2015 № 941)
При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Для определения размера подлежащих установлению тарифов, сборов, платы и дополнительных целевых надбавок, устанавливаемых в соответствии с пунктом 91 настоящего Положения, органом регулирования осуществляется расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:
а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:
расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации) ;
расходы, связанные с приобретением и (или) обслуживанием подвижного состава (включая локомотивный и моторвагонный парк) , определяемые в том числе на долгосрочный период регулирования с учетом совокупной стоимости владения на протяжении всего срока службы на уровне, обеспечивающем возврат инвестиций, обслуживание и капитальный ремонт соответствующего парка подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, необходимой для его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, в случае если такие расходы являются договорными обязательствами субъекта регулирования перед соответствующими хозяйствующими субъектами;
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов) , а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;
расходы, связанные с участием в совместной деятельности;
б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;
в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой. Норма прибыли (рентабельности) на капитал в отношении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении может включать инвестиционную составляющую, устанавливаемую на долгосрочный период регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
141. Расходы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "а" пункта 14 настоящего Положения, а также дополнительные целевые надбавки, установленные в соответствии с пунктом 91 настоящего Положения, учитываются органом регулирования при установлении тарифов, сборов и платы при условии обеспечения субъектом регулирования использования соответствующих средств по целевому назначению, в том числе за счет:
внедрения системы внутрикорпоративного заказа услуг между соответствующими подразделениями субъекта регулирования, регламентированной организационно-распорядительными документами субъекта регулирования, а также системы управленческого учета по центрам финансовой ответственности для расчета необходимой валовой выручки;
обязательного применения конкурентных процедур, предусмотренных положением о закупке субъекта регулирования, при осуществлении закупок подвижного состава на основании критерия минимальной совокупной стоимости владения (полезного использования) соответствующим подвижным составом в продолжение всего срока его службы;
применения цен закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика, определяемых в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2017 № 1588)
142. Федеральная антимонопольная служба при установлении тарифов, сборов и платы в отношении грузовых и пассажирских перевозок в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования определяет прогнозный объем оказываемых услуг с учетом предложений субъекта регулирования и информации, запрашиваемой (при необходимости) у пользователей услугами железнодорожного транспорта и их ассоциаций.
Органы регулирования субъектов Российской Федерации при определении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - экономически обоснованный уровень тарифов на пригородные перевозки) определяют прогнозный объем оказываемых услуг в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспорто