О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2008 г. № 791
МОСКВА
О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы) "
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915; от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068; от 28.02.2015 № 181)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы) ". (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915)
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать указанную в пункте 1 настоящего постановления Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2009 - 2014 годах региональных целевых программ учитывать положения Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915)
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 27 октября 2008 г. № 791
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА"НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2014 годы) "
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915; от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068; от 28.02.2015 № 181)
ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы) "
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2014 годы) " (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 г. № 74-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство здравоохранения Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125) |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство здравоохранения Российкой Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное медико-биологическое агентство (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125) |
Основные разработчики Программы | - | Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное медико-биологическое агентство |
Цель и задачи Программы | - | целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему. Основными задачами Программы являются: предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных химических и биологических факторов; совершенствование законодательства Российской Федерации и нормативных документов в области химической и биологической безопасности, а также контроля за их исполнением; уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности; повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | эффективность реализации Программы оценивается с использованием групп целевых индикаторов и показателей, включающих в себя: площадь территории, освобожденной от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения) ; доля опасных объектов и территорий, в зоне влияния которых будет обеспечен мониторинг состояния окружающей среды и здоровья населения, в общем количестве опасных объектов и территорий; доля разработанных и внедренных современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера, в требуемом количестве указанных методов, средств и технологий; количество модернизированных и технически перевооруженных опасных химических и биологических объектов (в рамках пилотных проектов) ; количество ликвидированных (обезвреженных) источников химической и биологической опасности; доля опасных химических и биологических объектов, имеющих паспорта и декларации промышленной безопасности, в общем количестве опасных химических и биологических объектов; количество организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов, оснащенных средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами для обеспечения химической и биологической безопасности; количество центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, созданных на базе организаций, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации; количество коллекций патогенных микроорганизмов, которым будет обеспечена сохранность; количество модернизированных объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; количество средств защиты и разведки нового поколения; количество обеспеченных современным оборудованием центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности; доля подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности, в общем количестве подготовленных специалистов |
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа будет реализована в 2009 - 2014 годах в I этап. В течение 6 лет будет осуществлен ряд мероприятий, в том числе совершенствование государственного регулирования, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработка современных технологий и реализация пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. В рамках Программы предусмотрено проведение на территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, а также разработка предложений по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915) |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 36436, 494 млн. рублей, в том числе: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) за счет средств федерального бюджета - 35082, 922 млн. рублей, (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 6560, 048 млн. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) капитальные вложения - 17424, 033 млн. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) прочие нужды - 11098, 841 млн. рублей; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1304, 75 млн. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1068) за счет средств внебюджетных источников - 48, 82 млн. рублей (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1068) (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | в результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: освобождение территории общей площадью 1351, 93 кв. километров от потенциального воздействия опасных объектов (снижение масштабов потенциальных очагов поражения) ; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) создание условий для обеспечения мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов и территорий (до 90 процентов их общего количества) ; разработка и внедрение современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и окружающей среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера (до 80 процентов требуемого количества) ; осуществление модернизации и технического перевооружения 24 опасных химических и биологических объектов; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1068; от 28.02.2015 № 181) сокращение количества источников химической опасности на 60 единиц; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915; от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) абзац; (Исключен - Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915) укрепление материально-технической базы не менее 211 организаций, находящихся в ведении уполномоченных надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности; обеспечение условий для осуществления деятельности 14 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федерального медико-биологического агентства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1068) обеспечение сохранности и защищенности 9 коллекций патогенных микроорганизмов; осуществление модернизации не менее 45 объекта научно-промышленной базы, специализирующегося на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1068) увеличение производственных мощностей по выпуску средств защиты и разведки нового поколения до 265 тыс. штук; обеспечение условий для осуществления деятельности 12 центров подготовки специалистов и руководителей в области обеспечения химической и биологической безопасности, что позволит увеличить долю подготовленных специалистов, в должностные обязанности которых входит обеспечение химической и биологической безопасности (до 90 процентов общего количества подготовленных специалистов) . Ожидаемая величина социально-экономической эффективности за счет предотвращения социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах составит от 343 млрд. рублей до 474 млрд. рублей. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 № 915; от 06.12.2013 № 1125; от 17.10.2014 № 1068) |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации (поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194) и перечнем поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации от 29 марта 2006 г. N Пр-502 предусмотрены разработка и утверждение федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации".
Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами и направленных на нейтрализацию (парирование) негативного влияния вредных и опасных химических и биологических факторов и (или) уменьшение их воздействия на население и окружающую среду.
Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и окружающей среды на территории Российской Федерации от воздействия опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения им вреда. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что опасность могут представлять следующие факторы:
трансграничные заносы на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
несанкционированное использование потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации;
применение на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях;
применение против Российской Федерации различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.
Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Российской Федерации.
Реализацию государственной политики по обеспечению химической и биологической безопасности планируется осуществить путем создания единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической природы, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей и перерабатывающей, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек) .
Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40 - 50 лет назад. При нормативном сроке эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выработало свои ресурсы, морально устарело и физически изношено.
На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн. тонн. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов, выработавших свой ресурс, неуклонно растет. Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10 - 15 раз выше затрат, необходимых для осуществления превентивных мер.
Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно.
Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема обеспечения химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.
Необходимо отметить, что к числу наиболее значимых загрязнителей среды обитания человека (взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводороды и тяжелые металлы) , за которыми ведется наблюдение, следует также отнести устойчивые экотоксиканты, например, полихлорированные бифенилы, бензофураны и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных исследований указанные стойкие органические загрязнители определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга.
Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в Российской Федерации не разработаны единые для всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти к