ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 17 июня 2008 г. N 877-р
г. Москва
Утратило силу - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 3363-р
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской
Федерации до 2030 года;
план мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии
развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до
2030 года.
2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России,
Минрегионом России, Минпромторгом России, ФАС России и ФСТ России и
с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти обеспечить реализацию Стратегии развития железнодорожного
транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании
региональных программ развития предусматривать меры по реализации
мероприятий, предусмотренных Стратегией развития железнодорожного
транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин
__________________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июня 2008 г.
N 877-р
С Т Р А Т Е Г И Я
развития железнодорожного транспорта
в Российской Федерации до 2030 года
I. Необходимость разработки Стратегии
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта
Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий
для модернизации, перехода на инновационный путь развития и
устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию
условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической
системе.
От состояния и качества работы железнодорожного транспорта
зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического
развития, но также возможности государства эффективно выполнять
такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и
безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках,
создание условий для выравнивания социально-экономического развития
регионов.
Кроме того, процессы глобализации, изменения традиционных
мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу
рационального использования потенциала своего уникального
экономико-географического положения. Эффективная реализация
транзитного потенциала страны позволит не только получить
экономический эффект от участия в международных перевозках, но и
создаст новые инструменты влияния России на мировые экономические
процессы (формирование новых зон экономического притяжения,
установление долгосрочных экономических связей) .
Российские железные дороги являются второй по величине
транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных
путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей
российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская
Федерация в настоящее время осуществляет более 20 процентов
грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог
мира.
По своему географическому положению российские железные дороги
являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они
непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и
Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться
взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную
систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами
транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и
государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт
является ведущим элементом транспортной системы, его доля в
обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40
процентов от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью
осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить
основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность
трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется
также большими расстояниями перевозок, слабым развитием
коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего
Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов
от пунктов их потребления и морских портов.
Реализация мер по реформированию российских железных дорог
была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году.
Однако, несмотря на успехи структурной реформы
железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия
и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие
сроки создать эффективные источники развития, позволяющие
обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее
модернизацию, сформировать условия для ее долговременного
устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом
рынке.
Российские железные дороги не всегда оказываются способны
адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего
потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут
обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность
"узких мест"* по пропускной способности составляет 8, 3 тыс. км, или
около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных
дорог, обеспечивающих около 80 процентов всей грузовой работы
железнодорожного транспорта.
Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта,
позволил выявить следующие ключевые моменты, являющиеся
критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны:
необходимость ускоренного обновления основных фондов
железнодорожного транспорта;
преодоление технического и технологического отставания России
от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники;
необходимость снижения территориальных диспропорций в развитии
инфраструктуры железнодорожного транспорта, улучшения транспортной
обеспеченности регионов и развития пропускных способностей
железнодорожных линий;
необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных
грузовых перевозок;
необходимость повышения безопасности функционирования
железнодорожного транспорта;
недостаточность инвестиционных ресурсов.
Необходимо в период до 2030 года реализовать Стратегию
развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030
года (далее - Стратегия) .
Стратегия должна обеспечить решение задачи эффективной
реализации уникального географического потенциала страны на базе
комплексного развития всех видов транспорта и связи в части,
касающейся российских железных дорог.
Необходимость такого долгосрочного планирования при
определении путей решения задач развития железнодорожного
транспорта в Российской Федерации определяется:
необходимостью обеспечения опережающего развития сети железных
дорог как основы долгосрочного развития отраслей экономики и
регионов;
значительной продолжительностью (порядка 20 лет) периода
проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выхода на
проектную мощность и начала окупаемости объектов железнодорожной
инфраструктуры;
масштабностью работ по коренной модернизации железнодорожного
машиностроения, необходимостью выхода российских предприятий на
соответствие мировому уровню железнодорожной техники,
обеспечивающей эффективность и конкурентоспособность российского
железнодорожного транспорта.
Стратегия должна стать основой и одновременно инструментом
объединения усилий государства и предпринимательского сообщества
для решения перспективных экономических задач и достижения крупных
социально значимых результатов.
Реализация Стратегии будет способствовать превращению
железнодорожного транспорта Российской Федерации из фактора
возможного риска ограничения роста российской экономики в источник
ее устойчивого развития.
_____________
* "Узкое место" - элемент, коэффициент использования
пропускной способности которого превышает следующие величины:
для однопутных участков - 0, 85;
для участков с двухпутными вставками - 0, 87;
для двухпутных участков - 0, 91;
для приемо-отправочных путей и стрелочных горловин
станций - 1.
II. Основы Стратегии
Цель и основные задачи Стратегии
Целью Стратегии является формирование условий для устойчивого
социально-экономического развития России, возрастания мобильности
населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического
суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности
страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики,
повышения конкурентоспособности национальной экономики и
обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и
инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично
увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта
и регионов страны.
Стратегия направлена на решение следующих задач:
формирование доступной и устойчивой транспортной системы как
инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности,
независимости, безопасности и обороноспособности страны,
социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации
потребностей граждан в перевозках;
осуществление мобилизационной подготовки на железнодорожном
транспорте, выполнение воинских и специальных железнодорожных
перевозок, повышение защищенности объектов железнодорожной
транспортной инфраструктуры от воздействия различного рода угроз, в
том числе актов диверсионно-террористической деятельности;
реализация транзитного потенциала России на базе интеграции
железнодорожного транспорта в международные транспортные системы;
создание условий для углубления экономической интеграции и
повышения мобильности трудовых ресурсов;
снижение совокупных транспортных издержек, в том числе за счет
повышения эффективности функционирования железнодорожного
транспорта;
приведение уровня качества и безопасности перевозок в
соответствие с требованиями населения и экономики и лучшими
мировыми стандартами на основе технологического и технического
развития железнодорожного транспорта;
повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного
транспорта;
обеспечение права граждан России на благоприятную окружающую
среду.
Принципы Стратегии
В основе Стратегии лежат следующие принципы:
железнодорожный транспорт является одной из основ
политического, социального, экономического и культурного единства
России;
железнодорожный транспорт является важной составляющей
поддержания высокого уровня обороноспособности и безопасности
государства;
эффективно функционирующий железнодорожный транспорт является
обязательным элементом обеспечения конкурентоспособности страны;
на железнодорожном транспорте обеспечивается эффективное
сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов
саморегулирования;
опережающее развитие и модернизация железнодорожной сети
являются инфраструктурной основой социально-экономического роста
России;
повышение уровня безопасности функционирования
железнодорожного транспорта является важнейшим государственным
приоритетом развития и модернизации отрасли, научных исследований и
текущей эксплуатационной работы.
Механизмы обеспечения Стратегии
В условиях использования железнодорожного транспорта в
Российской Федерации как инструмента снижения транспортных издержек
расширение сети железных дорог должно осуществляться за счет
средств государства и частного капитала, что соответствует мировому
опыту.
Модернизация действующих железнодорожных линий и строительство
новых участков должны осуществляться на основе расширения рыночных
возможностей железнодорожной отрасли и прежде всего открытого
акционерного общества "Российские железные дороги", а также с
привлечением средств федерального бюджета и средств бюджетов
субъектов Российской Федерации.
На основе анализа определены получатели наиболее существенных
эффектов от развития и модернизации сети железных дорог. Выделены 6
категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий:
стратегические линии, предназначенные для укрепления
транспортной целостности Российской Федерации;
социально значимые линии, предназначенные для улучшения
транспортного обслуживания населения и регионов;
грузообразующие линии, предназначенные для транспортного
обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и
промышленных зон;
технологические линии, предназначенные для оптимизации
железнодорожной сети в целях развития хозяйственных и
межрегиональных связей;
высокоскоростные линии, предназначенные для перевозки
пассажиров со скоростью до 350 км/ч;
модернизируемые действующие линии, предназначенные для
освоения прогнозных объемов перевозок и организации скоростного
пассажирского движения.
Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного
транспорта может реализоваться путем:
предоставления средств федерального бюджета в рамках
долгосрочных целевых программ;
предоставления средств федерального бюджета на участие в
инвестиционных проектах на условиях частно-государственного
партнерства;
введения инвестиционной составляющей в грузовых тарифах
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для
реализации инфраструктурных проектов;
установления на отдельных участках новых линий тарифов,
обеспечивающих возврат вложенных в их строительство средств;
принятия иных форм государственной поддержки в соответствии с
законодательством Российской Федерации. При этом для строительства
высокоскоростных магистралей возможна разработка специального
механизма финансирования на условиях частно-государственного
партнерства.
Прибыль открытого акционерного общества "Российские железные
дороги" будет в приоритетном порядке направляться на развитие
железнодорожного транспорта.
В связи с необходимостью сохранения государственного контроля
над инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования
необходимо ввести определенные ограничения на передачу в
эксплуатацию зарубежным компаниям новых железнодорожных линий. В
частности, необходимо определить обременения, связанные с
обеспечением обороноспособности государства и мобилизационной
готовности.
Отнесение железнодорожной линии к той или иной категории и
определение источников финансирования производится на основании
технико-экономических расчетов, определяющих основную целевую
направленность этих линий и преимущественного получателя эффекта.
При этом, если эффект от строительства железнодорожной линии
приходится на владельца инфраструктуры и она окупается за счет
доходов от перевозки дополнительных объемов грузов, перевозка
которых стала возможна за счет строительства этой линии, то она
относится к категории грузообразующих линий. Если новая линия не
окупается за счет грузовых перевозок и направлена на решение
социальных задач, то она относится к категории социально значимых
линий. Если новая линия не окупается за счет грузовых перевозок и
направлена на обеспечение территориальной целостности и
независимости страны, то она относится к категории стратегических
линий. Если новая линия не окупается за счет перевозок
дополнительно возникающих грузов и направлена на оптимизацию
железнодорожной сети, то она относится к категории технологических
линий.
Этапы Стратегии
Стратегия включает в себя 2 этапа.
Этап модернизации железнодорожного транспорта (2008-2015 годы)
предусматривает обеспечение необходимых пропускных способностей на
основных направлениях перевозок, коренную модернизацию существующих
объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с
исключением парков с истекшим сроком службы, разработку новых
технических требований к технике и технологии, начало
проектно-изыскательских работ и строительство новых железнодорожных
линий, а также строительство первоочередных железнодорожных линий.
Этап динамичного расширения железнодорожной сети (2016-2030
годы) предусматривает создание инфраструктурных условий для
развития новых точек экономического роста в стране, выход на
мировой уровень технологического и технического развития
железнодорожного транспорта и повышение глобальной
конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.
Варианты развития железнодорожного транспорта
Прогноз развития железнодорожного транспорта до 2030 года
разработан в соответствии со следующими сценариями
социально-экономического развития России:
сценарий энергосырьевого развития России (далее -
энергосырьевой сценарий) ;
сценарий инновационного развития (далее - инновационный
сценарий) .
Приняты 2 варианта развития железнодорожного транспорта до
2030 года: минимальный и максимальный.
Варианты развития Стратегии направлены на решение задачи
устранения инфраструктурных ограничений роста экономики.
Инерционный вариант, предусматривающий сохранение дефицита
транспортной инфраструктуры, в Стратегию не включен, так как не
отвечает целевым задачам долгосрочного развития страны.
Максимальный вариант ориентирован на достижение инновационного
сценария развития Российской Федерации.
Минимальный вариант основан на энергосырьевом сценарии
развития экономики. В рамках данного варианта предусматривается
полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие
необходимых провозных способностей на основных направлениях
грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в
перевозках по энергосырьевому сценарию развития России.
К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная
модернизация) с исключением парков с истекшим сроком службы.
Предусматривается улучшение транспортного обеспечения новых
точек роста экономики со строительством отдельных грузообразующих и
технологических линий.
Строительство высокоскоростной линии будет осуществлено на
направлении Санкт-Петербург - Москва.
Данным вариантом предусматривается строительство ряда линий
стратегического значения и линий, направленных на улучшение
транспортной обеспеченности регионов.
Максимальный вариант основан на инновационном сценарии
развития России и характеризуется значительной концентрацией усилий
на тех научно-технологических направлениях, которые позволят резко
расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции
России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.
Особенностью инновационного сценария