О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2008 г. № 86
МОСКВА
О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 996, от 13.08.2018 № 937, от 30.04.2022 № 807, от 27.05.2023 № 825, от 07.06.2023 № 940)
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения.
2. Установить, что штабы по обеспечению безопасности электроснабжения создаются в течение 2 месяцев с даты вступления в силу настоящего постановления.
3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел IV Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5518) .
Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 16 февраля 2008 г. № 86
ПРАВИЛА создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 996, от 13.08.2018 № 937, от 30.04.2022 № 807, от 27.05.2023 № 825, от 07.06.2023 № 940)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения (далее - штабы) , а также их полномочия.
2. Штаб является постоянно действующим коллегиальным координационным органом, создается и функционирует при высшем исполнительном органе субъекта Российской Федерации в целях: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 825)
а) предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным в том числе опасными природными явлениями и иными чрезвычайными ситуациями;
б) организации безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения;
в) организации ликвидации последствий нарушения электроснабжения.
3. Штаб создается по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
Указанным решением также назначаются руководитель, заместитель руководителя и состав членов штаба.
4. Руководство деятельностью штаба осуществляет руководитель штаба.
5. В состав штаба включаются уполномоченные представители:
а) территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (по согласованию) ;
б) территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов (по согласованию) ;
в) территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного энергетического надзора (по согласованию) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 № 996)
г) исполнительных органов субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление функций в области топлива и энергетики, а также жилищно-коммунального хозяйства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 № 825)
д) субъектов оперативно-диспетчерского управления, гарантирующих поставщиков, организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и (или) территориальных сетевых организаций, производителей электрической энергии, газоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (по согласованию) ;
е) территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807)
ж) исполнительного органа субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807, от 27.05.2023 № 825)
6. В работе штаба по решению руководителя штаба (лица, его замещающего) могут принимать участие представители иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также представители иных организаций.
7. Штаб осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными подразделениями иных федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и штабами, создаваемыми в иных субъектах Российской Федерации.
II. Функции штаба
8. Штаб осуществляет в соответствии с целями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, следующие функции:
а) координация мероприятий по предотвращению нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий;
б) принятие решений о применении мер, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения и (или) ликвидацию его последствий, в том числе согласование решений, принимаемых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
в) принятие мер, направленных на обеспечение (в ходе предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий) выполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии решений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, принимаемых в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
г) мониторинг и прогнозирование развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения;
д) информирование субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии о возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения;
е) сбор и анализ информации в целях прогнозирования развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения, в том числе в части информации об объеме, номенклатуре и местах размещения аварийного запаса оборудования и материалов, о составе парка специализированной автомобильной техники и резервных источников электроснабжения, об инвестиционной деятельности сетевых организаций в субъектах Российской Федерации, в случае если предоставление таких данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, не предусмотрено иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807)
ж) оценка территориальных сетевых организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании только объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий (далее - территориальные сетевые организации, не готовые к предотвращению нарушения электроснабжения) . (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807)
III. Порядок функционирования штаба
9. Заседания штаба созываются по решению его руководителя и проводятся по мере необходимости.
10. Заседание штаба созывается в течение 3 часов в случае получения руководителем штаба уведомления о возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным в том числе опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями (режима с высокими рисками нарушения электроснабжения) , либо о возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима.
11. Заседание штаба проводится для выработки предложений и принятия решений по вопросам его деятельности. Состав лиц, приглашенных на заседание, а также форма проведения заседания определяются по решению руководителя штаба.
12. Решение штаба принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов штаба. При равенстве голосов правом решающего голоса обладает руководитель штаба (лицо, его замещающее) . По результатам заседания штаб:
а) принимает решение о применении мер, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения и (или) ликвидацию его последствий, в том числе согласовывает решения, принятые субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
б) вносит федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъекта Российской Федерации и иным лицам предложения о принятии ими мер, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
в) запрашивает у уполномоченных органов и организаций информацию, необходимую для принятия решений.
13. Протокол заседания штаба составляется не позднее 3 часов после его проведения. В протоколе указываются место и время проведения заседания, фамилии и инициалы, должности присутствовавших на заседании членов штаба и приглашенных лиц, а также содержание принятых на заседании штаба решений.
Протокол заседания штаба подписывается руководителем штаба (лицом, его замещающим) . Решения штаба (в письменной форме) доводятся до сведения всех лиц, ответственных за их реализацию, путем направления копии протокола заседания штаба в срок не позднее 2 часов с момента его подписания.
IV. Полномочия штаба
14. При возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения (режима с высокими рисками нарушения электроснабжения) штаб принимает решения о применении следующих мер, направленных на предотвращение нарушения электроснабжения:
а) согласование решения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике об увеличении суммарной величины аварийных ограничений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по сравнению с величинами, предусмотренными Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", с целью включения ее в задание соответствующего диспетчерского центра на разработку графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937)
а1) согласование решений субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сетевых организаций о необходимости внесения изменений в утвержденные графики аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае и порядке, которые установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937)
б) изменение режима работы объектов, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и соответствующая корректировка графика работы тепловой сети с учетом приоритета безопасности функционирования объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии;
в) ограничение световой рекламы, уличного освещения, а также ограничение в соответствии с законодательством Российской Федерации режима потребления электрической энергии организациями и предприятиями;
г) формирование и направление оперативных выездных аварийных бригад;
д) определение перечня объектов электроэнергетики и иных объектов, на которых должно быть обеспечено круглосуточное дежурство персонала;
е) согласование решений, принятых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в случаях, предусмотренных Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 854 "Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике"; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 № 937, от 07.06.2023 № 940)
ж) принятие иных организационных и координационных мер, направленных на обеспечение эффективного выполнения решений по управлению режимами Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, принятых субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2023 № 940)
141. Анализ информации, проводимый в целях прогнозирования развития ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения территориальными сетевыми организациями (далее - анализ информации) , представляет собой деятельность штаба по сбору, обработке и оценке информации о выполнении такими территориальными сетевыми организациями условий обеспечения безопасности снабжения электрической энергией.
Анализ обеспечения безопасности электроснабжения осуществляется непрерывно в течение всего года.
Данные, получаемые штабами в рамках осуществления анализа информации и используемые Министерством энергетики Российской Федерации для расчета индекса надежного функционирования объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в соответствии с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 543 "О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики" (далее - индекс надежного функционирования) , направляются штабами в Министерство энергетики Российской Федерации в порядке и объемах, установленных указанным Министерством.
Результаты анализа информации в течение отопительного сезона размещаются на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ежегодно, не позднее 5 ноября текущего года, штаб осуществляет прогнозирование развития в предстоящий отопительный сезон ситуации при возникновении или угрозе возникновения нарушения электроснабжения, в рамках которого указываются результаты оценки на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий. Указанные в настоящем абзаце действия осуществляются на основании результатов анализа информации с учетом индекса надежного функционирования и оформляются протоколом заседания штаба при рассмотрении вопросов подготовки субъектов электроэнергетики и объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительный сезон.
Порядок проведения анализа информации и оценки территориальных сетевых организаций, не готовых к предотвращению нарушения электроснабжения, а также порядок доведения результатов анализа информации и результатов оценки на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий до Министерства энергетики Российской Федерации устанавливаются штабами по согласованию с Федеральным штабом по обеспечению безопасности электроснабжения и размещаются в открытом доступе на официальных сайтах штабов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(Дополнение пунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807)
142. Введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в связи с приостановлением функционирования объекта (объектов) электроэнергетики в рамках принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ограничение режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации) осуществляется на основании решения штаба в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Решение штаба о введении ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации должно содержать:
перечень объектов электроэнергетики, изменение эксплуатационного состояния которых в рамках принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации приведет к полному и (или) частичному ограничению режима потребления электрической энергии (далее - перечень) , с указанием диспетчерских наименований таких объектов электроэнергетики и лиц, являющихся их собственниками или иными законными владельцами;
обоснование необходимости изменения эксплуатационного состояния объектов электроэнергетики, включенных в перечень;
требуемые объем ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации (МВт) , время и места введения ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации;
предполагаемую продолжительность действия ограничения режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации;
сроки и способ направления уведомления о вводимом ограничении режима потребления электрической энергии при чрезвычайной ситуации, а также о причинах и предполагаемой продолжительности его действия соответствующим потребителям электрической энергии, смежным сетевым организациям и гарантирующим поставщикам (энергосбытовым, энергоснабжающим организациям) .
Информация о решении, принятом штабом в соответствии с абзацами пер